128x128

Предыстория

19 апреля «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении качества поступающей из России нефти. Хлорорганические соединения в ней «превышают в десятки раз предельные значения». Это привело к финансовым издержкам: Мозырский НПЗ заявил, что из-за некачественной нефти испортилось дорогое оборудование.

«Транснефть» подтвердила проблемы с качеством сырья, а позднее сообщила, что обнаружила источник загрязнения на участке нефтепровода «Самара — Унеча». Компания заявила, что

экспортируемую нефть умышленно загрязнили хлорорганическими соединениями. СКР возбудил уголовное дело

Беларусь указывает, что в нефтепроводе находится 700 тыс. тонн загрязненной продукции. Позже это число неоднократно пересматривалось, а транзит нефти приостановлен.

В результате Беларусь приостановила поставки нефти, бензина и дизтоплива на Украину, Польшу и страны Прибалтики. Мировые цены на сырье получили поддержку: ряду российских компаний пришлось снизить добычу, так как девать ее оказалось просто некуда.

Минск: подсчет убытков не закончен

17 мая Минск заявил, что будет настаивать на компенсации прямых и косвенных потерь. Суммы еще не посчитаны, но они, видимо, не так велики, как считалось ранее. Если в апреле говорилось о миллиардных (в долларах) убытках, теперь цифры иные.

Заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Ляшенко сообщил, что

стоимость вышедшего из строя оборудования на Мозырском НПЗ составляет $30 млн. Но предупредил – это только начало

«Химический процесс попавшего хлора таков, что истончение труб и повреждение катализаторов еще будут выплывать»,—

приводит «БелТА» его слова. Более полная информация будет получена во время капремонта НПЗ, который предполагается начать к августу.

Москва: думать надо не о деньгах

Однако не факт, что эти деньги Минск сможет получить. Во-первых, Россия считает, что сейчас надо думать не о деньгах, а о том, как восстановить работу трубопровода. Именно в этом направлении должны быть направлены силы всех сторон. Об этом сообщил вице-премьер России Дмитрий Козак после встречи с Игорем Ляшенко.

«Мы не занимаемся сегодня подсчетом компенсаций. Сегодня надо завершить физическое устранение всех последствий. Если мы будем заниматься только этими расчетами и попыткой подсчитать, сколько кому выгодно, мы сместим акценты на другие задачи», — сообщил Козак.

Возмещать убытки, как и заявлялось прежде, должна «Транснефть». Вот только мало хотеть получить компенсацию.

Надо доказать, что все поломки и порча имущества произошли именно из-за некачественной нефти

«Всем, кто докажет, что у них есть реальные убытки, конечно, будет компенсация,— сказал вице-премьер.— Будем считать. Все будут, наверное, предъявлять. Но сегодня, я еще раз говорю, все с пониманием к этому отнеслись, поэтому не педалируют тему убытков».

Что интересно, доказывать свои убытки компаниям придется без помощи юристов: их стороны договорились не привлекать. А это несколько снижает шансы пострадавших компаний.

Грязную нефть решено продать

Позиция Козака совпадает с ранее озвученным мнением правительства. Там заявили, что ущерб России от инцидента составит менее 100 млн долларов. И это с учетом всех компенсаций, недополученной прибыли от экспорта и прочих статей!

«В прессе пишут разные цифры, которые вызывают очень много вопросов.  Откуда эти цифры берутся? Но, конечно, это не миллиарды долларов и даже не сотни миллионов»,— сказал глава минэнерго Александр Новак.

По его словам, график поставок и транзита нефти будет восстановлен до конца года. Новак пояснил, что

приостановку транзита не надо считать ущербом, так как «это тоже компенсируется»

Более того, никто из потребителей не предъявлял официальных претензий России. По крайней мере пока. Более того, даже плохую нефть Россия надеется продать. Правда, со скидкой — «может быть несколько долларов условно». Кому она может понадобиться и как ее транспортировать, министр не уточнил.

Договорились

19 мая было заявлено, что вице-премьеры Беларуси и России согласовали и начали реализацию проекта дорожной карты по урегулированию ситуации с поставками нефти. Это произошло спустя ровно месяц после того, как об этой проблеме было заявлено.

«Группа белорусских и российских специалистов обсудила и подготовила проект дорожной карты мероприятий по замещению на территории Беларуси российской нефти ненадлежащего качества», — заявил Игорь Ляшенко.

Подробностей и конкретики немного. По словам представителя Минска, проекты предусматривают «обеспечение сырьем белорусских НПЗ и возобновление транзитной транспортировки российской нефти в направлении европейских государств». Кроме того, Беларусь предложила в максимально короткие сроки увеличить поставки. Причем вне зависимости от того, как будет продвигаться реализация других пунктов.

Новак в свою очередь сообщил, что идет «нормализация процесса в соответствии с дорожной картой». С 20 мая начнется поставка чистой нефти в сторону Польши. В другие страны – чуть позже.

«Что касается южного направления, там идет нормализация отношений, и в течение нескольких дней мы ожидаем, что уже нефть в соответствии с кондиционным составом поступит на границу со Словакией»,— заявил Новак.


При подготовке статьи были использованы материалы «Коммерсанта» и БелТА

https://365info.kz/



Информационные партнеры