128x128

Затраты нефтегазовых компаний в Казахстане на товары, работы и услуги могут снизиться на 28,6%, или 2 трлн тенге. Такой прогноз LS озвучил глава Ассоциации нефтесервисных компаний KazService Нурлан Жумагулов.

Он отметил, что сейчас в отрасли наблюдается ситуация хуже, чем в 2016 году, когда цена на нефть спускалась до $28 за баррель, а среднегодовые – $40 за баррель. В тот период нефтесервисные операции снизились на 40% по сравнению с показателями 2015 года.

"Можно судить по строительству нефтегазовых скважин. Если в 2015 году было пробурено 949 скважин, то в 2016-м – 684. В 2019 году данный показатель составлял 1,1 тыс. По итогам года мы прогнозируем снижение на 30-40%", – отметил Жумагулов.

Он добавил, что, согласно опросу ассоциации, в которой состоит 160 компаний, планировалось высвобождение 9,9 тыс. человек. В целом в отрасли работают 180 тыс. человек в 1 тыс. нефтесервисных компаниях. Таким образом, доля сокращений составляет 5,5%.

Помимо этого, по словам главы ассоциации, в прошлом году был зафиксирован рекорд затрат по закупке нефтяниками товаров, работ и услуг – 7 трлн тенге. Из этой суммы 67% пришлись на компании "Тенгизшевройл", которая реализует проект расширения месторождения с бюджетом $45 млрд.

"Из-за карантина весной ключевые работы на проекте были приостановлены. Возобновление ожидается осенью, да и то только самых критически важных процессов. Прогнозируем, что затраты всех нефтяников по итогам 2020 года не превысят 5 трлн тенге (на 28,6% меньше). Это с учетом того, что крупные заказчики имеют договоры в иностранной валюте. В долларовом выражении цифры будут значительно ниже", – пояснил Жумагулов.

Он добавил, что сейчас сложно оценить финансовые потери. Но при этом, по словам Жумагулова, многие владельцы компаний сейчас работают на свой имидж и сохранение ключевых специалистов.

"Затраты нефтесервисников значительно увеличились: приобретение средств индивиудуальной защиты (маски, антисептики, перчатки), сохранения социальной дистанции во время транспортировки и проживания (по одному вахтовику в комнате), сдача ПЦР-тестов. Это дополнительные затраты тех, у кого имеется работа. А у многих компаний заказы и вовсе отсутствуют", – посетовал глава ассоциации.

По словам собеседника LS, если нефтедобывающие компании сейчас берут кредиты на выплаты подрядчикам и зарплат своим сотрудникам, то состояние у самого нефтесервиса намного хуже. Многие компании ждут не завершения пандемии, а повышения цен на нефть.

Жумагулов с сарказмом привел слова одного из чиновников о том, что нефтесервис очень хорошо зарабатывал до этого, поэтому может еще просуществовать.

"Наша отрасль не получила существенную поддержку от государства: лишь отсрочку по кредитам до сентября. В рамках "Дорожной карты бизнеса" реструктуризация кредитов по ставке 6% для нефтесервисных компаний была недоступной, поскольку большинство относится к крупному бизнесу. Вместо государства на помощь пришла компания "Тенгизшевройл", которая в течение первых трех месяцев оплачивала среднюю заработную плату всем сотрудникам, находящихся на простое. По истечении трех месяцев компания продолжила оплачивать компенсацию всем сотрудникам подрядных и нефтесервисных компаний в размере 42 500 тенге, но это минимум. Компания предложила своим подрядчикам выплачивать 50% от средней заработной платы рабочим, заверив, что компенсирует половину", – пояснил он.

Перейдя к проблемам, Жумагулов отметил, что самым важным вопросом в стране продолжается оставаться тема пересмотра статуса "казахстанской компании". Глава ассоциации уточнил, что текущее законодательство позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам иметь статус казахстанского производителя работ и услуг, если в штате есть не менее 95% граждан Казахстана от общей численности работников. При этом учредительный/акционерный капитал может быть на 100% иностранным.

"Таким образом полученная прибыль утекает в материнскую компанию за рубеж. При этом компании с иностранным акционерным/учредительным капиталом имеют право в получении условной скидки во время тендеров в сфере недропользования. Наши чиновники любят рапортовать, что удалось отстоять поддержку казахстанских производителей работ и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО. Да, действительно для них предусмотрена условная скидка в тендере в размере 20%. Однако все потенциальные участники имеют статус "казахстанской компании". И это уже длится ровно 10 лет", – заметил Жумагулов.

По его словам, в стране нужно установить в определении "казахстанской компании" минимальное участие в уставном капитале в районе 50%. По заверению главы ассоциации, это приведет к созданию совместных предприятий между зарубежным и отечественным бизнесом.

"В настоящее время нефтегазовые операторы проектов Карачаганак и Кашаган уже устанавливают в подрядных контрактах обязательное наличие не менее 50% казахстанского участия. Мы видим поддержку со стороны министерства энергетики, осталось убедить остальных в правительстве", – заключил Жумагулов.

Напомним, ранее министр энергетики Нурлан Ногаев сообщил, что более 3,5 тыс. сотрудников нефтесервисных компаний остались без работы.



Источник: https://lsm.kz






Информационные партнеры