Атаки на танкеры, истощение запасов: какие факторы поддерживают цены на нефть?
20.05.2019
В конце прошлой недели в Персидском заливе произошло очередное обострение военного конфликта. В этот раз под удар попали 4 танкера, находившиеся около территориальных вод ОАЭ. 13 мая стало известно, что два из четырех судов принадлежат Саудовской Аравии. По данным СМИ, еще два танкера принадлежат ОАЭ и Норвегии. В заявлении МИД ОАЭ отмечалось, что жертв и пострадавших нет, как и утечек опасных веществ, ведется следствие.
Важен не только факт нападения, но и место, где оно произошло. Порт Фуджейра находится в 140 км к югу от входа в Ормузский пролив. А это важнейший морской путь для мировой торговли нефти. Через него проходит около трети морской нефтяной торговли и почти одна пятая всей потребляемой в мире нефти. Через Ормуз идут поставки нефти из Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ, Кувейта и Ирака.
Ответственность за нападение никто не взял, а вот осудили произошедшее многие. Это сделали и эмиратские, и саудовские власти, и Лига арабских государств, и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
«Это опасное развитие событий отражает дьявольские намерения сторон, которые это спланировали и осуществили
Подобные безответственные действия увеличивают напряженность в регионе»,— заявили последние.
Бомбами по трубам
14 мая произошла новая атака. Беспилотники с бомбами атаковали две саудовские нефтедобывающие станции. Об этом заявил министра нефти Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих. Дроны не успели нанести реальный ущерб, однако прокачку нефти по трубопроводам временно остановили.
Сам магистральный нефтепровод принадлежит государственной корпорации Saudi Aramco. По нему сырье идет из восточной части страны к побережью, где находятся морские порты. В результате атаки возник пожар, который удалось локализовать. Как заявил аль-Фалих, в результате атаки никто не погиб.
«Нападение также никак не сказалось на поставках нефти и газа», — подчеркнул министр.
Кто виноват?
Едва ли не первыми, кто прокомментировал произошедшее, стали США. Как часто бывает после инцидентов на Ближнем Востоке, американцы во всем обвинили Иран. Вашингтон за несколько дней до первой атаки предупреждал, что Тегеран может попытаться повлиять на передвижение судов в Персидском заливе. Таким в США видят ответ Ирана на санкции, наложенные на нефтяную отрасль страны.
С другой стороны,
в атаках подозревается Йемен, у которого давние претензии к Саудовской Аравии
В этой стране уже несколько лет идет гражданский конфликт. Саудиты активно участвуют в боевых действиях против повстанцев хуситов. Те, в свою очередь, отвечают запуском ракет в сторону Саудовской Аравии и отправляют беспилотники со взрывчаткой.
Что с ценами?
Обе атаки вызвали кратковременный рост цен на нефть. В понедельник, 13 мая, стоимость сырья поднялась с 70 до 72 долларов, но к вечеру снова вернулась на предыдущий уровень. Аналогичное движение произошло и 14 мая. Но
по мнению аналитиков, уже в ближайшие недели цены вырастут
Commerzbank прогнозирует, что Brent к концу июня будет стоить 77 долларов за баррель. Голландский Rabobank International прогнозирует рост до 74,8, американский Bank of America — до 74.
Рост цен ожидался на фоне торгового спора между США и Китаем, которые вроде бы шли к согласию. Но вместо этого страны объявили о взаимном повышении пошлин на экспорт. В таких случаях спрос на углеводороды снижается, в том числе падает и цена на нефть.
Однако в этот процесс вмешались события на Ближнем Востоке, которые перетянули на себя внимание инвесторов.
Динамика цен на нефть марки Brent
Поддержку нефти оказывает и соглашение ОПЕК+. Например, Россия впервые с начала года полностью выполнила свои обязательства по сокращению добычи нефти. Нефтекомпании к 13 мая сократили среднесуточное производство на 230 тыс. баррелей в сутки (до 11,07 млн барр./сутки). Это на 2 тыс. больше, чем предусмотрено соглашением.
Однако это может быть временным явлением. Снижение обеспечила одна компания – «Сургутнефтегаз». Это может быть связанно с ситуацией на нефтепроводе «Дружба».
19 апреля Беларусь обнаружила высокую концентрацию хлоридов в сырье. Сейчас транзит по «Дружбе» остановлен, так как европейские потребители отказались принимать некачественную нефть. Часть зараженного дихлорэтаном горючего дошла по трубе до порта Усть-Луга, где его перегружали на танкеры. Всего было отгружено около десяти танкеров с загрязненной нефтью, в их числе и грузы «Сургутнефтегаза».
Добыча нефти уйдет в пике
Впрочем, грязная нефть – это не единственная проблема отрасли в РФ. Тут при любом удобном случае говорят о том, что санкции не наносят вреда и чуть ли не являются источником роста экономики. Но статистика показывает обратное. За 2016-17 гг. в России:
- не было введено в эксплуатацию ни одного нового месторождения газа;
- не удалось открыть ни одного крупного месторождения нефти;
- работы на арктическом шельфе были приостановлены.
Как заявил глава минэнерго Александр Новак, сейчас добыча растет за счет прежних достижений. В 2019 году будет добыто 553 млн тонн сырой нефти, в 2021 — 570 млн тонн. А дальше начнется падение: за 14 лет добыча упадет почти двое.
«Если мы ничего не будем делать, в 2035 году мы можем снизить добычу до 310 млн тонн, потеряв 243 млн тонн»,
— сказал министр.
Ресурсная база в стране деградирует. Старые, еще советские месторождения с дешевой в добыче и легкой для извлечения нефтью истощаются. Стоимость добычи одной тонны нефти взлетела в 2,4 раза, капитальные затраты увеличились в 2,8 раза. Особенно остро эта проблема стоит в Западной Сибири — главном добывающем регионе РФ.
Сделать что-то прямо сейчас проблематично. Своих современных технологий и оборудования нет, а чужие использовать нельзя – санкции.
«Обманчиво низкий текущий эффект санкций не должен вводить в заблуждение. В долгосрочной перспективе они в состоянии поставить под угрозу поддержание объемов добычи и развитие экспортной трубопроводной инфраструктуры, постепенно выдавливая Россию с внешних рынков, сужая каналы получения доходов от экспорта и подрывая устойчивость национальной экономики». Об этом на встрече у премьер-министра Дмитрия Медведева заявила директор подразделения «Сколково» Татьяна Митрова.
Пока власти могут предложить только один путь – снизить налоги для отрасли, тем самым дав компаниям возможность инвестировать в науку и разведку.
При подготовке статьи были использованы материалы Вести.Экономика и «Коммерсантъ»