128x128

На сегодня Зеленский и его команда могут спокойно утверждать, в результате проявленного упорства им удалось отстоять гораздо более выгодные условия, чем предполагалось изначально. Недра Украины остаются в собственности и под контролем государства, и только Киев определяет, что добывать из украинской земли. Изначально и не предполагалась смена собственности на госактивы, а процесс «определения» может оказаться не таким уж однозначным, поскольку Киев сильно зависит от Вашингтона.

Украина и США создают формально «равноправный» инвестиционный фонд, где ни у одной из сторон нет приоритетного голоса. Управление будет осуществляться совместно. Но известно, что подчас неформальное влияние бывает посильнее формально закрепленного в правилах. Тут опять же – кто сильнее. Фонд будет наполняться доходами только по новым лицензиям. Это да, уже более однозначное достижение Киева. Туда будут поступать по 50% от лицензий на проекты в сфере добычи нефти и газа.

Соглашение не касается доходов от украинской инфраструктуры, как изначально хотели США, а только 57 минералов. Перечень может быть расширен по соглашению сторон. На деле же все равно встанет вопрос об использовании инфраструктуры, об инвестициях в ее модернизацию, так что американцы по факту все равно получат право «первой руки». Также в подписанном документе все же не «расшифрованы» в полной мере принципы управления фондом – помимо общих слов о равноправии.

Не прописано обязательство США в течение десяти лет не изымать средства из фонда и вкладывать их в восстановление Украины. Эти позиции могут появиться в допсоглашении. Или не появятся. «Мы ожидаем, что в первые 10 лет прибыль и доходы Фонда не будут распределяться, а могут только реинвестироваться в Украину - в новые проекты или восстановление. Эти условия будут обсуждаться дополнительно», - заявила Свириденко. Тем самым дав понять, что по ключевому вопросу - восстановления Украины - механизм пока не согласован. И у США есть, стало быть, еще дополнительные рычаги давления на Киев.

Главным на сегодня достижением можно считать то, что в сделке не зафиксировано каких-либо долговых обязательств Украины перед США. Ранее Трамп требовал, чтобы Украина ресурсами заплатила за прошлые поставки оружия (и даже называл несусветную сумму помощи в 350 млрд долл.), но Зеленскому удалось снять это требование. Что само по себе еще не означает, что на практике реализация соглашения может оказаться весьма кабальной для Украины.

GRR.KZ

 

 



Информационные партнеры