Что случилось?

С момента развала сделки ОПЕК+ прошло чуть меньше месяца. Сегодня Владимир Путин впервые за это время признал, что Россия снова готова сесть за стол переговоров с ОПЕК для поддержания нефтяного рынка.

«Речь может идти о сокращении добычи нефти на 10 млн баррелей в сутки или чуть больше. Возможное сокращение добычи надо отсчитывать от уровня до кризиса, то есть от уровня I квартала. Сокращение добычи нефти возможно только «по-партнерски», тесно контактируем с Саудовской Аравией», — сказал Путин на совещании с нефтяниками, которое проводилось в режиме видеоконференции.

В совещании, кроме нефтяников, принимают участие ответственный за переговоры с ОПЕК министр энергетики Александр Новак, первый вице-премьер Андрей Белоусов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, помощник президента по экономическим вопросам Максим Орешкин и вице-премьер Юрий Борисов.

Что дальше

После провала мартовских переговоров, когда Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться между собой, цены на нефть рухнули вдвое, а американские СМИ начали сообщать, что новым партнером саудитов на нефтяном рынке могут выступить Штаты.

Вчера цена на нефть резко — на $9 — скакнула вверх в считанные минуты после твита Дональда Трампа, который со ссылкой на саудовского наследного принца Мохаммеда бен Салмана заявил о новой сделке между Россией и Саудовской Аравией об ограничении добычи. В Кремле сделку отрицали. Но сегодня Путин признал не только факт переговоров, но и то, что в них вошли США:

«Мы готовы к договоренностям с партнерами и в рамках этого механизма – «ОПЕК-плюс», и готовы к взаимодействию с Соединенными Штатами Америки по этому вопросу. Считаю, что необходимо объединить усилия, чтобы сбалансировать рынок и сократить в результате этих скоординированных усилий, скоординированных действий добычу».

Новые переговоры с ОПЕК должны состояться уже в понедельник, 6 марта.

Почему это важно

В начале марта переговоры стран-участниц ОПЕК+ закончились провалом: Россия отказалась идти на дальнейшее снижение добычи для поддержания цен, договориться о продлении сделки по сдерживанию добычи также не удалось.

После разрыва соглашения ОПЕК+, которое фактически перестало действовать с 1 апреля, цены на нефть рухнули — с уровней около $50 за баррель для сорта Brent ниже $25 за баррель. Стоимость Urals опустилась до $13 за баррель. Главная причина — беспрецедентное падение мирового спроса на нефть из-за пандемии и одновременно — обещания Саудовской Аравии и России резко нарастить объемы добычи (для удержания своих долей на мировом рынке).

Сокращение мирового спроса на нефть из-за коронавируса составляет порядка 10–15 миллионов баррелей в сутки, доложил сегодня Путину Новак:

«И, по оценкам экспертов, в ближайшие несколько недель спрос может снизиться до 15 –20 миллионов баррелей в сутки. Это примерно 20% общей добычи в мире.В настоящее время у рынка фактически отсутствует понимание, где может быть самое дно, и этот фактор, конечно, является доминирующим в причинах падения цены. Такого резкого и масштабного снижения спроса не было никогда».

«На данный момент складывается ситуация, когда излишки перепроизводства, или та невостребованная нефть, ввиду снижения спроса фактически закачивается в хранилища – в наземные или в танкеры. По различным расчётам, возможность заполнять хранилища существует ещё полтора-два месяца. И при этом достигнутый уровень запасов будет рекордным за всю историю», — подчеркнул Новак.

 

Ключевая для внутреннего рынка котировка российской нефти на этой неделе ушла в минус, сообщало отраслевое агентство Argus media. Если это продлится хотя бы месяц, экспорт Urals станет убыточным, как и продажи на внутреннем рынке.

Нынешние цены на нефть грозят российскому бюджету потерями в размере 400 млрд рублей в месяц. Выпадающие доходы бюджета при цене на уровне $20 за баррель, по оценке Минфина, составят по году 3-4 трлн рублей. Для сравнения: на все мероприятия по борьбе с коронавирусом и поддержки экономики в бюджете пока зарезервировано 1,4 трлн рублей.

Что здесь не так

Инициатива о развале соглашения ОПЕК+ в марте исходила от Саудовской Аравией и ее партнеров по картелю, говорил в конце марта вице-премьер Андрей Белоусов в интервью каналу «Россия 24».

На самом деле партнерам просто не удалось договориться. На провальных переговорах в начале марта ОПЕК+ (включает страны ОПЕК и страны — экспортеры нефти, не входящие в организацию, во главе с Россией) Саудовская Аравия настаивала на сокращении добычи во втором квартале еще на 1,5 млн баррелей в сутки — крупнейшем со времен нефтяного кризиса 2008 года (на долю России пришлось бы 500 тысяч баррелей). Но Россия отказалась от такой сделки, а саудиты отказались продлевать действовавшее соглашение о сокращении добычи на 2,1 млн баррелей к уровню конца 2016 года. Именно тогда ОПЕК и Россия впервые договорились о совместных ограничения для поддержания цен на нефть.

Главным противником новых ограничений была «Роснефть» во главе с Игорем Сечиным. «Игорь Иванович никогда не скрывал, что ему невыгодна сделка с ОПЕК», — говорил The Bell один из знакомых Сечина — он был уверен, что развал сделки во многом заслуга главы «Роснефти». Год назад Сечин даже написал Владимиру Путину письмо, в котором назвал сделку России с ОПЕК стратегической угрозой, которая играет на руку только США, писало агентство Reuters.

Собеседник The Bell слышал, что на этот раз аргумент Сечина про американцев сработал: «Вот сейчас мы им покажем! Они при текущей цене активно вкладывают в свою сланцевую нефть, но ее добыча при цене ниже $40 едва ли целесообразна», а «Роснефть» может позволить себе такое падение, пересказывал он.

После развала сделки с ОПЕК в марте «Роснефть» была единственной, кто поддержал такой исход переговоров. Сечин позже прогнозировал, что при условии выбытия с рынка американской сланцевой нефти цены на нефть к концу года вернутся к уровню $50-60 за баррель, но обвал на рынке продолжался до появления новостей о новых переговорах внутри альянса.

 

https://thebell.io/

Комментарии

Нет комментариев



Информационные партнеры