«Транснефть» определила компенсацию за грязную нефть.
24.07.2019
Совет директоров «Транснефти» определил размер компенсаций грузоотправителям, т. е. нефтяным компаниям, за загрязнение трубопровода «Дружба», сообщила госкомпания. За каждый баррель грязной нефти она заплатит до $15. Это предельный размер выплат, подчеркивается в заявлении.
Чтобы получить эти деньги, нефтяники «должны документально подтвердить понесенные убытки», предупреждает «Транснефть». Всего в нефтепроводе «Дружба» было загрязнено 3 млн т нефти, говорил вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов. Белорусская компания «Гомельтранснефть Дружба» называла гораздо большую цифру – 5 млн т нефти.
Если исходить из оценки российской компании, «Транснефть» выплатит нефтяникам до $330 млн, белорусской – до $550 млн. По данным ЦДУ ТЭК, которые приводит «Интерфакс», в апреле этого года крупнейшим отправителем нефти по трубам «Транснефти» была «Роснефть» – 78% от общей прокачки. Если такая же была ее доля в прокачке по «Дружбе», то компенсация «Роснефти» может составить до $257 млн.
Представитель «Роснефти» сказал, что компания «изучает вопрос». От других комментариев он отказался.
Проблемы с трубопроводом «Дружба» начались 19 апреля, когда «Белнефтехим» заявил, что на Мозырский НПЗ в Белоруссии начала поступать нефть с высоким содержанием дихлорэтана. После этого Польша, Белоруссия и другие страны прекратили прокачку. Исходя из данных ЦДУ ТЭК, которые приводит «Интерфакс», прокачка по трубопроводу «Дружба» в апреле была 3,9 млн т, а в мае снизилась до 443 000 т. К концу месяца был частично восстановлен южный маршрут на Венгрию, Чехию и Словакию.
В начале июня Польша и Белоруссия по согласованию с Россией начали возвращать загрязненную нефть в Россию. Процесс должен завершиться к середине августа, говорил главный инженер «Гомельтранснефть Дружбы» Андрей Вериго. Некоторые компании попытались продать нефть с высоким содержанием дихлорэтана, рассказывал «Ведомостям» нефтетрейдер. Первоначально грязная нефть торговалась со скидкой $10–20 за 1 баррель, уточняет он, компенсацию в $15 за 1 баррель он считает достойной.
«С самого начала обсуждалась скидка к цене Urals от $15 до $20 за баррель», – говорит знакомый крупного нефтетрейдера. Он сомневается, что все нефтяники согласятся на предложенную «Транснефтью» компенсацию. «Сейчас нефть с допустимым содержанием хлорорганических соединений отгружается из Усть-Луги и Новороссийска, это результат аккуратного смешивания, – продолжает собеседник «Ведомостей». – Скидка на такие партии невелика, всего несколько десятков центов, а берут такую нефть охотно все крупные трейдеры».
ля «Транснефти» общая сумма выплат нефтяникам невелика: 5% EBITDA и чистого долга, к тому же эта компенсация может быть предоставлена в форме скидки на будущую прокачку нефти, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников.
В том, что выплаты сильно скажутся на финансовых показателях «Транснефти», сомневается и аналитик АКРА Василий Танурков. В худшем случае дивиденды по итогам этого года могут снизиться пропорционально чистой прибыли на 5–10%, считает он.
У «Транснефти» есть средства на выплаты нефтяникам. На счетах компании на конец I квартала этого года было 95 млрд руб., или $1,5 млрд по текущему курсу. «EBITDA в прошлом году была почти $7 млрд, поэтому $330 млн – это не критичная потеря», – соглашается младший директор Fitch Вячеслав Демченко.
Но нужно помнить, что к компании и к России могут возникнуть претензии и у стран – транзитеров нашей нефти, предупреждает Демченко. Белоруссии, например, необходимо сгладить негативный ущерб от налогового маневра в российской нефтянке. «Увеличение тарифов на транспортировку нефти по белорусской территории и компенсация недополученной выручки – это лишь одна из составляющих частей компенсационных мер», – рассказал «БелТА» зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.
Источник: https://www.vedomosti.ru/