Индикативный подход.
ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД
Обеспечение минерально-сырьевой безопасности Беларуси
Минерально-сырьевые ресурсы на всех континентах всегда были одним из ведущих геополитических факторов успешного развития экономики. Несмотря на то, что в последние годы в связи с вступлением ряда стран в стадию инновационного развития в их валовом внутреннем продукте отмечается рост доли отраслей, производящих интеллектуально-информационные продукты, тенденции к снижению потребности в минеральном сырье и минерально-сырьевой продукции не наблюдается. Учитывая стратегическую важность проблемы минерально-сырьевого обеспечения, правительства многих стран придают ее решению государственное значение как одному из основных условий укрепления национальной безопасности и определения места в международном сообществе.
Наличие собственных природных ресурсов — не обязательное условие развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, в которых отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам — их обладателям дополнительные преимущества.
Особенности Беларуси
Минерально-сырьевая база (МСБ) Республики Беларусь не в состоянии удовлетворить текущие и перспективные потребности народного хозяйства страны во многих видах минерального сырья, в том числе стратегических (нефть, газ, драгоценные металлы и камни). Поэтому по минерально-сырьевой обеспеченности страна относится к импортозависимым государствам со значительным дисбалансом между потребностями в минеральном сырье и возможностями их удовлетворения за счет собственной МСБ.
В то же время минерально-сырьевая база Беларуси располагает в достаточном количестве ресурсами для удовлетворения, в частности, потребностей при производстве строительных материалов, располагает значительными запасами калийной и каменной соли, доломитов (таблица 1).
Минерально-сырьевые ресурсы играют доминирующую роль в товарной структуре внешней торговли Республики Беларусь (таблица 2). Так, доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта колеблется от 2% до 36%, а импорта — от 25% до 42%.
Динамика экспорта и импорта важнейших минеральных продуктов с указанием стоимости и ее доли в ВВП представлена в таблицах 3 и 4.
Национальная безопасность
Система национальной безопасности любого государства должна обеспечивать его устойчивое, длительное и эффективное функционирование в окружении других государств, действующих, прежде всего, в своих интересах. Важное место в системе занимает национальная минерально-сырьевая безопасность, так как недра являются одним из главных достояний и национальным богатством любого государства, а минерально-сырьевая база — важнейший элемент обеспечения национальной безопасности страны.
Следует отметить, что дефиниция «минерально-сырьевая безопасность» не является устоявшейся. Ряд исследователей в качестве синонимов рассматриваемого понятия употребляют такие дефиниции, как «энергетическая безопасность», «сырьевая безопасность». Под минерально-сырьевой безопасностью будем понимать деятельность в сфере минерально-сырьевого комплекса личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угроз, а также закономерности, принципы и механизмы обеспечения национальной безопасности.
Для оценки состояния минерально-сырьевой безопасности предлагается использовать индикативный подход, суть которого состоит в том, что минерально-сырьевая безопасность реализуется в системе показателей-индикаторов. Сопоставляя значения индикаторов с заранее определенными пороговыми уровнями (индикаторами пороговых ситуаций), можно устанавливать характер ситуации: нормальная, предкризис, кризис. Пороговые значения индикаторов — это границы, определяющие ситуацию, в которой находится минерально-сырьевая безопасность.
При выборе индикаторов общепринятыми критериями являются достоверность — источник или методика показателей должна «внушать доверие»; компактность — показатели не требуют анализа больших объемов информации; репрезентативность — показатели в достаточной мере раскрывают состояние системы, характеризующее минерально-сырьевую безопасность; чувствительность — показатели адекватно отражают даже малые изменения в состоянии минерально-сырьевой безопасности; экономичность — применяемые показатели не требуют больших дополнительных затрат на их получение и оценку; универсальность — возможность применения к другим сферам экономической безопасности и сопоставления с данными других стран; своевременность — при необходимости показатели могут быть получены в самое короткое время; актуальность — соответствие индикатора международным стандартам, задачам предвидения глобальных проблем и смягчения последствий для государства мировых финансово-экономических кризисов. При оценке состояния минерально-сырьевой безопасности для каждого индикатора должны быть указаны пороговые значения. В случае, когда этого не удается сделать, можно использовать подход, основанный на анализе динамики индикаторов во времени или при сравнении с другими странами, экономическими структурами и технологиями.
СПРАВКА
При обосновании выбора индикаторов минерально-сырьевой безопасности Беларуси учитывались следующие требования:
- возможность количественного выражения индикатора;
- опора на имеющуюся систему национальной статистики и минимум издержек при сборе информации и расчетах;
- возможность оценки в динамике;
- репрезентативность для международных сопоставлений;
- ограниченное число индикаторов.
Оценку состояния минерально-сырьевой безопасности Республики Беларусь предлагается проводить по индикаторам, сгруппированным в четыре блока:
- экономический блок — удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта;
- экологический блок — удельные величины загрязнений в расчете на единицу ВВП;
- социальный блок — удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на душу населения; удельные затраты минерально-сырьевых ресурсов в расчете на одного занятого в экономике; удельные величины загрязнений в расчете на душу населения;
- правовой блок — степень соответствия нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере природопользования аналогичным документам в мировой практике.
Актуальность мониторинга
Для объективного и всестороннего анализа минерально-сырьевой безопасности необходимо проведение мониторинга, позволяющего постоянно отслеживать ситуацию, выявлять угрозы, определять направления и разрабатывать мероприятия по противодействию этим угрозам. Мониторинг минерально-сырьевой безопасности — это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на государственном, региональном, отраслевом уровнях. Таким образом, целью мониторинга должны стать экономическая оценка и контроль состояния минерально-сырьевой безопасности.
Организация системы мониторинга минерально-сырьевой безопасности должна быть одной из важнейших функций государства, так как именно в процессе мониторинга выявляются изменения, произошедшие в минерально-сырьевой безопасности и создающие угрозы национальным интересам Беларуси, а также причины и факторы, определившие эти угрозы.
Мониторинг имеет особое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных макроэкономических и межотраслевых диспропорций и достаточно сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. По сути дела, мониторинг факторов, определяющих угрозы минерально-сырьевой безопасности страны, представляет собой диагностику и выявление негативных, а подчас и кризисных явлений. В ходе мониторинга важно не только фиксировать уже имеющиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать угрозы, которые могут появиться в будущем.
Методическое обеспечение мониторинга факторов осуществляется путем оперирования индикаторами, поэтому прежде всего должна быть соблюдена сопоставимость данных при сравнении показателей (например, в начале и конце отчетного и прогнозируемого периодов, а также при сопоставлении фактических или прогнозных данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности).
Мониторинг факторов, вызывающих угрозы минерально-сырьевой безопасности, требует информационного обеспечения. Статистические органы страны на всех уровнях должны вести учет этих индикаторов с периодичностью, принятой в отечественном статистическом учете. Перечень этих индикаторов включает в основном обычные, учитываемые статистическими органами индикаторы. Вместе с тем для мониторинга минерально-сырьевой безопасности необходимо иметь и другие, пока не учитываемые в государственной статистике показатели.
Для организации мониторинга как важнейшего этапа выработки и реализации стратегических направлений государственной политики, обеспечивающей безопасность Беларуси в области минерально-сырьевой безопасности, необходимо:
- определение и четкая фиксация в соответствующих документах функций и обязанностей отдельных республиканских органов государственного управления при осуществлении мониторинга;
- создание механизма взаимодействия республиканских органов государственного управления в процессе мониторинга;
- создание организационного механизма, обеспечивающего осуществление мониторинга в каждом республиканском органе государственного управления в соответствии с его функциями и обязанностями;
- создание организационного механизма осуществления мониторинга по белорусским субъектам хозяйствования с последующим обобщением его результатов на республиканском уровне.
Для системного организационного обеспечения мониторинга необходимо:
- признать диагностику и мониторинг важнейшими элементами государственной деятельности, осуществляемой как на республиканском, так и на местном уровне и направленной на предотвращение внешних и внутренних угроз минерально-сырьевой безопасности Беларуси;
- определить один из республиканских органов исполнительной власти головным в осуществлении мониторинга и определяющим порядок и методику этой работы;
- установить виды государственной экономической деятельности и государственные экономические документы, в процессе разработки которых должны осуществляться обязательные процедуры, обеспечивающие мониторинг и меры противодействия угрозам минерально-сырьевой безопасности страны, определить функции отдельных республиканских органов исполнительной власти в проведении мониторинга и противодействии угрозам минерально-сырьевой безопасности и обязанности по их выполнению.
Наиболее действенное организационное обеспечение мониторинга — органичное включение этой работы в процесс и во все процедуры разработки прогноза социально-экономического развития минерально-сырьевого комплекса страны.
Схема реализации
Для проведения мониторинга целесообразно разработать информационную систему, адаптированную для решения задач по диагностированию и анализу минерально-сырьевой безопасности.
Порядок проведения мониторинга минерально-сырьевой безопасности должен регулироваться соответствующими актами законодательства. В целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в данной сфере следует разработать и принять комплекс законодательных актов, определяющих правовые основы деятельности государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
На рисунке приведена укрупненная структурная схема мониторинга минерально-сырьевой безопасности, состоящая из пяти основных блоков.
Информационная база данных (блок 1), включающая входную и выходную информацию, является источником для анализа, обобщения и выполнения необходимых расчетов. Она содержит результаты прогнозирования, расчетов оценок минерально-сырьевой безопасности и т.д. Функции этого блока включают формирование базы данных, актуализацию информации, выдачу по запросу пользователя требуемых справок в различных разрезах (по территории, за период, на заданную дату), преобразование по необходимости информации. Структурно-информационная база должна состоять из нескольких файлов, содержащих информацию об количественных показателях, необходимых для расчета оценок кризисных ситуаций.
Блок 2 предназначен для проведения расчетов индикаторов состояния минерально-сырьевой безопасности. В этом же блоке предусмотрены процедуры составления всевозможных таблиц и графиков, характеризующих состояние минерально-сырьевой безопасности в стране. Полученные в результате расчетов данные либо помещаются в информационную базу, либо выдаются пользователю в виде таблиц, а также графиков или диаграмм для большей наглядности.
В блоке анализа и прогноза экономических показателей (блок 3) должна осуществляться статистическая обработка показателей. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность сопоставления показателей и индикаторов одного года с показателями и индикаторами предыдущего года (или ряда лет) в целях получения информации о тенденциях изменения показателей и индикаторов. Для определения взаимосвязей показателей между собой целесообразно предусмотреть построение корреляционной матрицы, анализ которой позволит сделать вывод о глубине связей между ними. В блок 3 также должны быть включены специальные программные средства, обеспечивающие получение прогнозных данных.
Основными компонентами блоков 4 и 5 должны быть экспертные системы, а также методы анализа и диагностики с использованием теории графов и комбинаторики, методы дискриминантного анализа и другие. Сопоставление текущих значений экономических показателей использования минерально-сырьевой базы Республики Беларусь с их пороговыми значениями позволяет оценить уровень «кризисности» минерально-сырьевой безопасности и разработать соответствующие мероприятия по упреждению или смягчению наиболее опасных внутренних и внешних угроз.
Дальнейшая государственная политика регулирования отношений в этой сфере должна осуществляться по следующим направлениям: укрепление государственной собственности на недра; конкретизация полномочий органов исполнительной власти по управлению государственным фондом недр и осуществлению государственного надзора за их рациональным использованием и охраной; совершенствование управленческого механизма в этой сфере.
Главной целью государственной политики в области использования минерального сырья должно быть укрепление социально-экономических и экологических основ жизни населения страны.
https://belchemoil.by/