Обанкроченный нефтесервис.
Компания Weatherford International официально подала в Хьюстоне заявку на защиту от банкротства. Лидеры нефтесервисного рынка серьезно пострадали за последние годы. Стоимость сервисных услуг и предоставляемого добывающим компаниям оборудования упали в прошлом году до самого низкого уровня на фоне избытка предложения. Компании жестко конкурируют, сражаясь за долю на рынке, в результате их финансовое положение лишь ухудшается. Акции Schlumberger и Halliburton потеряли в стоимости по 65% (у каждой) с момента падения цен на нефть в 2014 г. Последние 12 месяцев лишь усугубили плачевное состояние мирового нефтесервисного рынка. Существующая модель функционирования мировой нефтегазовой промышленности на фоне технологического прогресса перестала быть жизнеспособной.
Основанная еще в 1941 г. Weatherford, четвертая (после Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes) крупнейшая в мире нефтесервисная компания, уведомила суд по делам о банкротстве в Хьюстоне, что у нее есть обязательства на сумму 10 млрд долларов, в том числе необеспеченные долговые обязательства на 7,5 млрд долларов. В своем заявлении о банкротстве Weatherford сообщила, что не может определить стоимость долга перед другими своими крупнейшими кредиторами. Один из лидеров нефтесервисного рынка не получал прибыль с третьего квартала 2014 г. Сейчас около 80% кредиторов компании поддерживают план реорганизации Weatherford, позволяющий швейцарской компании, основной офис которой находится в Хьюстоне, сбросить ярмо в 5,8 млрд долларов из ее долгосрочной задолженности – в обмен на 99% акций в реорганизованной компании. Соглашение также предоставляет компании 1,75 млрд новых кредитов и займов. Weatherford шла к банкротству двадцать лет: стремясь конкурировать с так называемой большой тройкой лидеров нефтесервиса, компания активно поглощала мелких игроков, используя для их приобретения привлеченное финансирование. После падения цен на нефть пять лет назад проблемы с обслуживанием этих обязательств лишь обострились. Если в начале 2014 г. в Weatherford работало 67 тыс. человек, сегодня осталось около 26,5 тыс. человек.
Тем временем Schlumberger, Halliburton и другие нефтесервисные компании продолжают сражаться за выживание в новых условиях на нефтяном рынке. Bloomberg отмечает, что для сервиса речь давно уже не идет о спаде, это именно борьба за выживание. Спустя пять лет после того, как стоимость нефти обвалилась ниже 30 долларов за баррель с более чем 100 долларов, мировой нефтесервис живет в новом мире. Добывающие компании, операторы проектов, на которых сервисники работают, даже при ценах на нефть в 60-70 долларов продолжают бороться за эффективность и чувствительны к любому повышению издержек. Еще одна причина упадка технологический прогресс, позволивший в последние годы крупнейшим странам-производителям США, России и Саудовской Аравии выйти на исторические максимумы добычи углеводородного сырья. Но этот масштабный бум в производстве обеспечен за счет нефтесервисных компаний, беспрецедентно снизивших стоимость своих услуг, использующих разработанные ими новые методы и технологии. Сокращение время горизонтального бурения, растущая длина боковых стволов скважин, что позволяет бурить меньшее число скважин – все это ведет к падению доходов нефтесервисных игроков. По информации Bloomberg, в июне 2014 г. в США добывали 8,4 млн баррелей в сутки с использованием 1545 буровых установок, спустя пять лет – в июне 2019 г. – добычу на уровне 12,2 млн баррелей в сутки обеспечили 788 БУ. Пока Schlumberger и Halliburton сражаются за доли на рынке, все что мельче, как отмечает Bloomberg, «сокращает издержки до костей». Выдающиеся финансовые результаты нефтедобывающих компаний в прошлом году происходят на фоне гигантских потерь сервисных компаний. Крупнейшие игроки мирового нефтесервиса и производители оборудования потратили в 2018 г. 88 млрд долларов, их прибыль сократилась на 5,8 млрд долларов, а чистый долг вырос на 24 млрд долларов.
Мария Кутузова