«Липовое» месторождение золота компании Bre-X, которое легло в основу сценария фильма "Золото".
В 1989 году предприниматель Дэвид Уолш (David Walsh) основал компанию Bre-X. В 1993 году по рекомендации геолога Джона Фельдхофа (John Felderhof) компания выкупила участок земли на реке Бусанг на индонезийском острое Борнео (Калимантан). В течение года компания нашла на нем крупное месторождение золота с запасами около 250 т.
К 1997 году цена акций Bre-X взлетела примерно до 209 долл. за штуку, рыночная капитализация компании увеличилась до 4,4 млрд. долл., что эквивалентно 6,9 млрд. долл. в 2018 году. Свой интерес к проекту выразили многие крупные золотодобытчики, например, Barrick Gold. Аналитики из JP Morgan были уверены в инвестиционной привлекательности месторождения, запасы которого между тем выросли уже до 6,2 тыс. т золота.
К сожалению, данные по сырьевой базе были сфабрикованы начальником проекта, геологом Майклом де Гузманом (Michael de Guzman), который и убедил Фельдхофа, а затем и Уолша, в перспективах месторождения. Чтобы создать впечатление огромного богатства, залегающего в недрах участка, он смешал пробы руды со стружками золота со своего обручального кольца. Позже, в 1994-1997 годах для сохранения иллюзии Гузман платил за золото местным промывальщикам, которые в общей сложности заработали на этом около 61 тыс. долл. В 1997 году компанией Bre-X, индонезийским правительством и американской компанией Freeport McMoRan было принято решение о создании совместного предприятия по разработке месторождения.
Обман раскрылся довольно быстро: ни местным, ни американским специалистам так и не удалось найти подтверждения огромного потенциала объекта. Акции Bre-X рухнули, свое существование компания прекратила в 2003 году. Уолш, который по собственным заверениям ничего не знал об этой афере, сотрудничал с канадскими властями, занимавшимися расследованием данного дела, пока не умер от аневризма в 1998 году.
В 2007 году невиновным в проведении инсайдерских сделок был признан Фельдхоф – единственный человек, которого судили в связи с этим скандалом.
О судьбе де Гузмана известно меньше. По официальной информации, он умер в 1997 году, выпрыгнув из вертолета перед встречей с представителями Freeport McMoRan. Обнаруженное тело обглодали дикие животные: лицо распознать не удалось, отсутствовали руки и ступни, поэтому провести опознание останков было проблематично. Согласно заявлению Джона Макбета (John McBeth), журналиста Far Eastern Economic Review, за несколько дней до смерти де Гузмана из местного морга пропало тело неизвестного человека, что породило волну подозрений в инсценировке гибели и бегстве главного виновника из страны.