Арктический экспресс России.
13.02.2020
Информационное агентство Argus проанализировало потоки нефти из российской Арктики. Согласно предоставленным редакции данным, по итогам прошлого года экспорт нефти и газового конденсата из Арктики вне системы «Транснефти» увеличился на 33,6 тыс. баррелей в сутки (1,6 млн т), почти до 400 тыс. баррелей в сутки (19,6 млн т), за счет роста поставок за рубеж с морского терминала Варандей, а также с месторождений «Газпром нефти» и «Ямал СПГ».
«Газпром нефть», крупнейший производитель и экспортер нефти в российской части Арктики, в прошлом году увеличила отгрузки с танкера-накопителя «Умба» в Кольском заливе на 12 тыс. баррелей в сутки (586,5 тыс. т за год) по сравнению с 2018 г., до 216 тыс. баррелей в сутки (10,8 млн т за год). Объемы выросли за счет роста поставок сорта «Новопортовская легкая», тогда как отгрузки нефти с Приразломного месторождения остались на уровне 2018 г. — 60 тыс. баррелей в сутки (3,1 млн т).
«Газпром нефть» поставляет через «Умбу» «Новопортовскую легкую» и тяжелый сорт Arco (Arctic Crude Oil), добываемый на Приразломной платформе в Печорском море. Производство нефти на Новопортовском месторождении в прошлом году выросло примерно на 13 тыс. баррелей в сутки (630 тыс. т) относительно 2018 г., до 158 тыс. баррелей в сутки (7,9 млн т). В текущем году компания планирует повысить добычу нефти до 162 тыс. баррелей в сутки (8 млн т в год), а в долгосрочной перспективе выйти на пик извлекаемых объемов в 8,5 млн т в год.
Среди главных потребителей арктической нефти — BP, Totsa и Shell. Согласно планам на этот год, Totsa будет приобретать в рамках годовых контрактов партии обоих арктических сортов, тогда как BP закупит лишь «Новопортовскую легкую», а Shell — только Arco. По информации Argus, партии нефти с «Умбы» пришли в прошлом году на терминалы в Вильгельмсхафене (Германия) и Гданьске (Польша). После годового перерыва возобновились также отгрузки в Брофьорден (Швеция). Поставки с «Умбы» в Иммингем и Финнарт (Великобритания) выросли на 900 тыс. т, до 2,6 млн т, а в Роттердам — на 530 тыс. т, до 5 млн т. В то же время отгрузки на заводы Eni в Италии, а также в порт Фоли (Великобритания) были прерваны, хотя в 2018 г. по этим маршрутам поступило 600 тыс. т и 100 тыс. т соответственно. Направление поставок поменялось из-за завершения срока действия годовых контрактов с Eni и ExxonMobil. Значительно сократился экспорт во Францию снизился на 1,2 млн т, до 890 тыс. т.
Согласно оценкам Argus, ЛУКОЙЛ увеличил экспорт «Варандейской смеси» с танкера-накопителя «Кола» в Кольском заливе в прошлом году на 10,2 тыс. баррелей в сутки (497 тыс. т) относительно 2018 г., почти до 150 тыс. баррелей в сутки (или до 7,3 млн т). Добыча «ЛУКОЙЛ-Коми», часть сырья которого поставляется на терминал в Варандее, в прошлом году сохранилась примерно на уровне 2018 г.: 322 тыс. баррелей в сутки (16,1 млн т по итогам 2019 г.). Объемы производства сырья «Башнефть-Полюса» также не изменились – 22 тыс. баррелей в сутки (1,1 млн т). Предполагается, что ЛУКОЙЛ перенаправил часть объемов, которые ранее отгружались по системе «Транснефти», на Варандей.
Argus сообщает об увеличении направлений экспортных поставок варандейской нефти. Арктическая смесь ЛУКОЙЛа в 2019 г. впервые пришла в США (около 600 тыс. т). Танкеры доставляли сырье в порт Маркус-Хук (штата Пенсильвания) и на рейд Биг-Стоуна (Делавэр), откуда затем шли на НПЗ компаний Axeon Specialty Products, Monroe Energy, PBF Energy и Sunoco. Кроме того, компания начала отгрузки сорта в Канаду, Китай и Швецию. Litasco заметно увеличила поставки сырья на завод ExxonMobil в Фоли: почти на 800 тыс. т, до 1,1 млн т. Помимо этого, вырос экспорт «Варандейской смеси» в Гавр и Вильгельмсхафен. После годового перерыва был возобновлен экспорт варандейской нефти в испанский порт Бильбао, где расположен завод Repsol, в объеме 270 тыс. т. Отгрузки на терминалы Роттердама были снижены на 370 тыс. т, до 2,8 млн т. Litasco прекратила поставлять «Варандейскую смесь» в Антверпен (Бельгия), Йосу (Южная Корея), Омишаль (Хорватия) и Фос-сюр-Мер (Франция). Также, по данным агентства, в прошлом году ЛУКОЙЛ выполнил сезонные поставки «Сандыбинской нефти» из ресурсов своего подразделения «РИТЭК» на уровне 2 тыс. баррелей в сутки. (90 тыс. т). Сырье с Сандыбинского месторождения (ЯНАО) поставлялось из Обской губы на «Колу» в период летней навигации, с июля по август, на танкерах-отвозчиках Ice Condor и Ice Eagle. Весь объем нефти с Сандыбинского, накопленный на борту «Колы», — 89,8 тыс. т — был отгружен на танкер Dilong Spirit вместе с «Варандейской смесью».
«Ямал СПГ» в прошлом году увеличил экспорт газового конденсата на 11,4 тыс. баррелей в сутки (512 тыс. т) по сравнению с 2018 г., доведя его до запланированного уровня 27 тыс. баррелей в сутки (1,2 млн т за год). «Ямал СПГ» начал экспортировать конденсат в Вильгельмсхафен и Сингапур, прекратив поставки сырья в Дубай (ОАЭ) и Дэсан (Южная Корея). Компания значительно увеличила отгрузки в Роттердам и в адрес Equinor в Словаг (Норвегия), снизив объемы поставок в Данию. «Норильский никель» сохранил отгрузки конденсата из Дудинки (Красноярский край) примерно на уровне 2018 г. — 2 тыс. баррелей в сутки (101 тыс. т за год). В 2020 г. компания планирует экспортировать восемь партий суммарным объемом около 100 тыс. т. По итогам прошлого года поставки нефти Песчаноозерского месторождения с острова Колгуев почти не изменились относительно 2018 г. — 1 тыс. баррелей в сутки. (40 тыс. т). Компания Urals Energy отгружает весь объем торговой компании Petraco по контракту о предэкспортном финансировании. По данным судовых агентов, в прошлом году с Колгуева на танкере Bonito (дедвейт 25 тыс. т) было отправлено две партии сырья по 20 тыс. т: в июле – в Калуннборг (Дания), а в декабре – в Роттердам.
Нина Маркова