Встреча на рейде
Во время Второй Мировой войны Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Германией (1941) и Италией (1942), но почти до самого окончания войны сохраняла нейтралитет.
В 1943 году США распространили на Саудовскую Аравию закон о ленд-лизе, который позволил частично покрыть убытки от прекращения экспорта нефти. В начале 1944 года, когда можно было уже планировать послевоенное развитие, саудовская операционная компания California Arabian Standard Oil Co. (Casoc) изменила название на Arabian American Oil Co. (Aramco) и начала строительство сверхдальнего (по тем временам) магистрального Трансаравийского нефтепровода Tapline от Дахрана до ливанского порта Сайда протяженностью 1212 км. Одновременно на мысе Рас Таннура недалеко от Дахрана, «нефтяной столицы» королевства, началось строительство крупного НПЗ и нефтеотгрузочного терминала.
Тогда же, в 1944 году, в Дахране открылось американское генеральное консульство, а правительство Саудовской Аравии разрешило строительство в Дахране крупной американской военно-воздушной базы, которая была необходима США для войны против Японии.
После Ялтинской конференции американская делегация во главе с президентом США Франклином Рузвельтом вылетела в Египет, где ее ожидал тяжелый крейсер Quincy, «припаркованный» на рейде Суэцкого канала. На борту этого корабля 14 февраля 1945 года Рузвельт принял саудовского короля Абдельазиза, впервые (если не считать детства и юности, проведенных в кувейтском изгнании) выехавшего за пределы своего королевства. Временной резиденцией монарха стал… шатер, установленный на палубе американского эсминца.
На борту крейсера Рузвельт и Абдельазиз подписали историческое соглашение, известное как «пакт «Куинси». Согласно пакту, США получили эксклюзивные права на разведку, добычу, переработку и экспорт саудовской нефти, в свою очередь, гарантируя саудитам защиту от любой внешней угрозы.
Очевидцы отмечают, что Рузвельт проявил в ходе встречи особую тактичность (например, будучи заядлым курильщиком, во время беседы с королем Франклин Делано не курил). После встречи Рузвельт подарил Абдельазизу свое инвалидное кресло; монарх был растроган подарком.
Спустя три дня с Абдельазизом встретился Черчилль. Поскольку саудовская нефть к тому моменту уже была отдана американцам, старик Уинстон, недавно отметивший свое 70-летие, сосредоточился на другом важном геополитическом вопросе — еврейском: британский премьер хотел, чтобы король согласился с массовой иммиграцией еврейских беженцев в Палестину и перспективой создания там еврейского государства. Увы, негативная позиция Абдельазиза по этому вопросу не изменилась ни на йоту.
Единственным политическим шагом, который король сделал после встречи с Черчиллем, главным «мотором» антигитлеровской коалиции, было официальное объявление войны Германии и Японии (соответствующее заявление Саудовская Аравия сделала 28 февраля 1945). Очевидно, что данное решение носило исключительно символический характер.
Сообразили на четверых
В 1947 году сформировалась акционерная структура Aramco, которая была неизменной следующие четверть века. На долю Socal (ныне Chevron), главного организатора всех побед на саудовском «нефтяном фронте», пришлось 30%; Texaco, покинувшая проект в 1936 году на фоне геологических неудач, вернулась в него и получила аналогичный по величине пакет. Еще 30% пришлось отдать главному американскому мейджору Standard Oil of New Jersey (впоследствии Esso, а ныне Exxon Mobil), оставшиеся 10% отошли к Socony Vacuum. На всякий случай уточню (хотя это и очевидно), что все эти компании — американские.
В 1950 году заработал Tapline, самый длинный на тот период трубопровод в мире. Добыча нефти в королевстве достигла 500 тыс. баррелей в сутки — она шла и на экспорт, и на переработку на НПЗ Ras Tannura (и, соответственно, затем тоже на экспорт с близлежащего терминала, но уже в виде нефтепродуктов).
Все инвестиции быстро окупились, в связи с чем Aramco подписала с Саудовской Аравией соглашение о распределении прибыли по принципу 50 на 50. На королевство хлынул поток нефтедолларов.
Великие открытия
Первая половина 50-х годов — период «великих геологических открытий» в Саудовской Аравии. В 1951 году на мелководье Персидского залива было открыто месторождение Сафания-Хафджи, ставшее крупнейшим в мире офшорным месторождением (таковым оно остается и по сей день; начальные извлекаемые запасы составляют 2 млрд тонн нефти и 300 млрд кубометров газа, ежегодная добыча — 65 млн тонн нефти).
Но главный подарок был впереди: к 1956 году, по итогам десятилетних активных изысканий, была открыта цепочка месторождений, вытянутая с севера на юг на 300 км, вдоль почти всей территории Эш-Шаркия (Восточной провинции) — Айн-Дар, Шедгум, Утмания, Хавия и Арад. Поскольку залежи примыкали друг к другу, было решено, что все они являются частями одного супергигантского месторождения, получившего название Аль-Гавар. Совокупные извлекаемые запасы составили около 10 млрд тонн нефти (5% общемировых запасов), газа — 1 трлн кубометров.
Для эффективного освоения грандиозного Аль-Гавара вдоль него протянули железнодорожную ветку, которую затем продлили до Эр-Рияда, столицы королевства. Эта одноколейка стала первой железной дорогой в Саудовской Аравии.
Когда Аль-Гавар вышел на проектную мощность, он обеспечил две трети общей добычи нефти в Саудовской Аравии. Сегодня на месторождении добывается в год 275 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа.
Характерно и символично, что выдающиеся открытия 50-х годов Aramco сделала в период, когда руководителем компании был знаменитый геолог-первопроходец Фред Дэвис, который в начале 30-х годов обосновал целесообразность геологического изучения Восточной провинции.
В 1962 году был достигнут важный рубеж: накопленная добыча нефти в королевстве достигла 5 млрд баррелей. Саудовская Аравия догнала США и СССР по объему добычи и стала крупнейшим в мире экспортером нефти.
Вскоре королевство в очередной раз предложила Aramco поделиться барышами. Компания согласилась и начала выплачивать в госказну роялти в виде экспортных пошлин. Это считается первым ярким достижением саудовского министра нефти Ахмеда Заки Ямани, который в 60–80-е годы был одной из ключевых фигур мировой нефтянки.
Мировой кризис
17 октября 1973 все арабские страны — члены ОПЕК, а также Египет и Сирия объявили нефтяное эмбарго — отказ от поставок нефти Англии, Голландии, Канаде, США и Японии как странам, поддержавшим Израиль в ходе «Войны Судного дня». Еще через месяц Саудовская Аравия, предупредила: если Aramco проигнорирует эмбарго, нефтяные промыслы будут взорваны.
Так начался первый и до сих пор непревзойденный мировой энергетический кризис. В течение короткого времени цена на нефть поднялась в 4 раза — с 3 до 12 долларов за баррель. Соответственно, значительно выросли и доходы стран ОПЕК от экспорта нефти — в 10 раз за три года. Официальные цены, установленные ОПЕК, фактически стали мировыми, а формула цены определялась как Gulf plus freight (Персидский залив плюс фрахт). В качестве эталонной использовалась саудовская нефть марки Arabian Light на условиях поставки FOB — Ras Tannura.
На фоне триумфа нефтяной стратегии королевства, игравшего ведущую роль в ОПЕК, стало очевидным, что длившаяся 40 лет гармоничная «симфония» в отношениях Aramco с саудовским государством завершилась. Еще до конца этого драматичного 1973 года правительство Саудовской Аравии купило 25% акций Aramco, в следующем году увеличив пакет до 60%. В 1980 году саудовское правительство завершило выкуп акций Aramco, и компания стала полностью государственной.
Через 8 лет компания изменила название на нынешнее — Saudi Aramco, а ее президентом вместо американца Джона Келберера впервые стал саудит — Али бин Ибрагим аль-Наими. Впоследствии Наими более 20 лет возглавлял саудовское министерство нефти, став в мировой нефтянке фигурой, сравнимой по влиянию с легендарным шейхом Ямани.
Много денег не бывает
Сегодня Saudi Aramco — не только крупнейшая нефтяная компания мира, но и самая крупная бизнес-структура на Земле. Saudi Aramco контролирует запасы нефти в размере 260 млрд баррелей, что составляет около четверти мировых разведанных запасов. Компания добывает 10 млн баррелей в день, половину из которых экспортирует в азиатские страны (в первую очередь, в Индию, Китай, Японию и Южную Корею). В США уходит 1 млн баррелей в сутки, в Западную Европу – 0,9 млн баррелей. Остальной объем перерабатывается на огромных саудовских НПЗ и НХЗ.
Обладая гигантскими финансовыми ресурсами, компания, тем не менее, ведет довольно сдержанную политику слияний и поглощений, инвестируя, в основном, в приобретение зарубежных НПЗ и танкерного флота. В частности, Saudi Aramco принадлежат крупные доли в компаниях, занимающихся нефтепереработкой в США, Республике Корея, Филиппинах, Греции, Китае, Японии, Сингапуре, ОАЭ и Великобритании.
В конце 2019 года компания провела первичное размещение акций (IPO) на Саудовской фондовой бирже, в ходе которого привлекла 25,6 млрд долларов, что является рекордным показателем за всю историю мировой биржевой торговли. Исходя из цены одной акции в 8,53 доллара, вся компания была оценена инвесторами более чем в 1,7 трлн долларов.
Накануне IPO компания впервые в своей корпоративной истории раскрыла финансовые показатели, которые оказались весьма впечатляющими — так, выручка Saudi Aramco за 2018 финансовый год составила 356 млрд долларов, а чистая прибыль — 111 млрд долларов.
Григорий Волчек