128x128

Огромное судно, единственная в мире плавучая атомная электростанция, покинуло свой причал в российском порту Мурманск и находится на пути в арктический город Певек, несмотря на сопротивление со стороны экологических групп.

На  судне длиной 144 метра и шириной 30 метров, названном в  честь русского ученого XVIII века Академиком Ломоносовым, размещены два ядерных реактора . Он будет отбуксирован в 6000 километров в отдаленный сибирский регион  Чукотка, примерно в 86 километрах от американского штата Аляска, после того, как покинет порт в пятницу. 

По  данным российской государственной атомной корпорации " Росатом", когда она будет состыкована, баржа весом 21 000 тонн заменит угольную электростанцию и стареющую наземную атомную станцию и обеспечит электроэнергией 50 000 человек в этом районе .

Плавучее судно будет самой северной атомной станцией в мире, а также будет обеспечивать добычу природных ресурсов в регионе, когда оно начнет работать в следующем году. 

Российская госкорпорация назвала это судно «пилотным проектом» с планами широкого развития и использования подобных конструкций.

Россия , Соединенные Штаты и некоторые другие страны уже давно используют ядерные реакторы для питания морских судов, включая ледоколы и подводные лодки, но российское судно должно стать единственной плавучей атомной электростанцией такого рода, когда оно начнет работать в следующем году. 

Ученые из Китая и исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) также работают над морскими атомными электростанциями, и Франция изучила эту возможность. 

Экологическая группа «Гринпис» назвала план «Чернобыль на льду», ссылаясь на расплавление атомной электростанции в 1986 году , в результате которого в атмосферу вышли большие уровни радиации, вынудили тысячи людей покинуть свои дома и вызвали долгосрочные опасения по поводу здоровья и последствий для окружающей среды. , 

Взрыв, произошедший 8 августа в  Архангельске, еще больше усилил опасения российской ядерной халатности:  правительство сначала отрицало, а затем признавало, что радиоактивный материал был причастен к взрыву, в результате которого погибли пять ученых и произошел скачок уровня радиации в соседнем городе. 

Запуск является частью более широкого стремления президента России Владимира Путина развивать Северный Арктический регион. Это желание стало более реалистичным в последние годы, поскольку глобальное потепление и таяние ледяных шапок делают некоторые районы более доступными.

Росатом  сказал, что  Академик Ломоносов является частью более крупного плана по обеспечению энергией отдаленных регионов в России и по всему миру.

В нем говорится, что плавучие ядерные установки могут быть особенно полезны для островных государств и могут использоваться для питания опреснительных установок в странах с нехваткой пресной воды.

Компания также заявила, что, поскольку многие отдаленные районы зависят от угольных электростанций, портативные ядерные установки помогут сократить выбросы углекислого газа, парникового газа, который способствует изменению климата .

На борту Академика Ломоносова находятся две реакторные системы KLT-40C, каждая мощностью 35 мегаватт. По словам Росатома, его общий «жизненный цикл» составляет 40 лет, который может быть продлен до 50 лет. 

Генеральный директор корпорации Алексей  Лихачев в мае назвал это судно «бесподобным инженерным сооружением».

В настоящее время Ростом работает над  уменьшенной и более мощной версией плавучей установки, которую он планирует выпустить в рамках второго поколения инициативы. 

«Гринпис» постоянно критиковал десятилетний проект, обвиняя российскую корпорацию в непрозрачности и заявляя, что любую проблему с реактором в отдаленном регионе будет трудно надлежащим образом локализовать до того, как он станет катастрофическим.

Росатом заявил, что риски будут минимизированы, поскольку  отработавшее топливо будет доставлено в специальные хранилища на материковой части России.

В 2017 году Гринпис выступил с протестом на Санкт-Петербургской Балтийской верфи, где  строился Академик Ломоносов и где должны были пройти испытания. Эти испытания были перенесены в меньший город Мурманск в мае, где плавучая установка была загружена ядерным топливом перед его окончательным вылетом.

В мае Ян Хаверкамп, эксперт по атомной энергии в Гринпис Центральной и Восточной Европы , заявил в своем заявлении, что установка плавучей электростанции в " суровых условиях российской Арктики будет представлять постоянную угрозу для людей Севера и нетронутой арктической природы ».

В том же месяце Гринпис вместе с двумя российскими природоохранными организациями направил в Росатом  и другие органы власти письмо с призывом провести рецензирование судна ядерными регуляторами из других арктических стран, а также провести оценку воздействия на окружающую среду Арктики (ОВОС).

В июне российский регулятор  Ростехнадзор выдал 10-летнюю лицензию на Академика Ломоносова.

Критики указывают на прошлые инциденты с участием атомных морских судов, в том числе гибель гигантской Курской подводной лодки в 2000 году и утечку радиации российским ледоколом у берегов Сибири в 2011 году. 

Несколько пожаров на атомных судах в последние годы, в том числе один в июле, в результате которого погибли 14 членов экипажа на глубоководном корабле Лошарик, также вызвали обеспокоенность.  

«История инцидентов с российскими атомными ледоколами и подводными лодками свидетельствует о необходимости строгого независимого надзора с международной экспертной оценкой. Это должно начаться сейчас, до того, как будут загружены реакторы, и охватить всю рискованную работу станции, включая транспортировку, вывод из эксплуатации и утилизацию отходов. управление ", сказал Хаверкамп.

Росатом назвал опасения Гринписа «безосновательными».

Майкл Голей,  профессор кафедры ядерной науки и техники Массачусетского технологического института (MIT) , сказал Al Jazeera, что существует огромный потенциал для инноваций, когда речь идет о ядерных установках на основе воды. 

В некоторых случаях правильные конструкции могут сделать эти электростанции более безопасными, чем на суше, сказал он, отметив, что недавние ядерные катастрофы были вызваны не ядерной цепной реакцией, а неудачами в охлаждении ядерного реактора после этого. 

«То, что мы видели, это то, что мы можем достаточно надежно контролировать цепную реакцию», - сказал Голэй. «Но проблема охлаждения реактора была важной в случае аварии на Фукусиме и аварии на острове Три-Майл».

Инновационный дизайн, который использует гравитацию и океаническую воду, может сделать это охлаждение более надежным, добавил он. 

Голей сказал, что  Академик Ломоносов, похоже, использует технологию, более схожую с той, которая используется на наземных атомных станциях или на атомных морских судах.

Это означает, что его безопасность будет больше зависеть от оборудования, культуры, обучения и выполнения команды. 

Завод также очень мал по сравнению с коммерческими наземными ядерными установками. Это должно быть увеличено, чтобы серьезно повлиять на способ доставки ядерной энергии по всему миру. 

«[ Академик Ломоносов] - это первый шаг в долгом путешествии», - сказал Голэй.«Но если все пойдет успешно, это может открыть путь к другим возможностям».

ИСТОЧНИК: https://www.aljazeera.com/



Информационные партнеры