«Зеленая энергетика» — не новое «черное золото».
Датский Saxo Bank представил в Москве новые «шокирующие предсказания» на 2020 г. Хотя эти предсказания не являются официальными рыночными прогнозами, они предупреждают, что многие инвесторы могут заблуждаться, оценивая вероятность наступления вышеупомянутых событий как пренебрежимо слабую. Они касаются недооцениваемых событий, обладающих способностью нанести сокрушительный удар по финансовым рынкам.
Одно из предупреждений экономистов Saxo Bank затрагивает влияние энергетического перехода к ВИЭ на финансовые рынки. С точки зрения инвесторов, рынок возобновляемой энергетики, по мнению главного экономиста банка Стина Якобсена, далеко не такой доходный какой являлась на протяжении нескольких десятилетий нефтяная отрасль. Гипотетический «шокирующий прогноз» датского банка предполагает скачок соотношения между биржевыми фондами VDE (ископаемое топливо) и ICLN (возобновляемые источники энергии) с 7 до 12.
В 2020 г. нефтегазовая промышленность может выбиться в лидеры среди наиболее привлекательных для инвестиций направлений, на фоне очередного сокращения добычи ОПЕК+, замедления роста добычи у неприбыльных сланцевых предприятий и активизации спроса в Азии. Тогда как для индустрии чистой энергетики прозвучит тревожный звонок.
«Нефтегазовая промышленность после финансового кризиса 2008 г. бурно росла, дав в период пика июня 2014 г. около 131% доходности инвесторам. В этот период Китай вытянул мировую экономику из рецессии. Однако с тех пор на нефтяную и газовые отрасли стали давить две мощные силы. Первая – сланцевая революция в США. Рост добычи американского сланцевого газа, быстрая глобализация цепочек поставок за счет перехода на сжиженный газ. Затем увеличение производства сланцевой нефти, США стали крупнейшим в мире производителем нефти и жидких нефтепродуктов. Вторая сила — растущее политическое и общественное влияние идей борьбы с изменениями климата, что привело к огромному росту спроса на возобновляемые источники энергии. Две силы, объединившись, заставили инвесторов избегать проектов в «черной энергетике» и снизили оценку акций традиционных энергетических компаний относительно «зеленых» на 23%», – отмечают в Saxo Bank.
Однако 2020 г. может изменить расстановку сил, что приведет к необычайным выгодам для России. «Шокирующий прогноз» датского банка предполагает, что в следующем году ОПЕК и РФ, видя замедление роста добычи сланцевой нефти в США из-за низкой доходности инвестиций, не упускают возможности и объявляют о новом сильном сокращении добычи. IPO компании Saudi Aramco обеспечивает ей желаемую оценку инвесторов. Захваченный врасплох рынок нефти отвечает ростом котировок. Brent возвращается к 90 долларам США за баррель. России это приносит огромные выгоды, причем не только для «Роснефти», но и для страны в целом: бюджет 2019 г. был сбалансирован исходя из цены марки Urals в 49 долларов. Акции «Роснефти», крупнейшей нефтяной компании России, взлетают на 50%.
Тогда как «зеленая энергетика» в 2020 г. страдает от низкой доходности инвестиций. Однако рост внимания к климатической повестке приводит к прорыву на рынке электромобилей и средств контроля выбросов на транспорте. И тут Россия оказывается в выигрыше на двух фронтах: как крупнейший в мире поставщик палладия, используемого в автомобилях для контроля над выбросами, а также как экспортер никеля, применяемого в аккумуляторах электромобилей. Уже в 2019 г. палладий оказался одним из самых быстрорастущих сырьевых товаров. К новому скачку спроса в 2020 г. приводят триумфальный приход демократов, ориентированных на «зеленую энергетику», в Белый дом, а также ужесточение норм выбросов в Индии. Второе направление – перевод аккумуляторных батарей для электротранспорта с кобальта на никель. Спрос на никель в 2020 г. поднимается до небес. Правительства развитых стран субсидируют продажи электромобилей. Автоконцерны Германии начинают полномасштабный переход на их производство. В то время как Индонезия ограничивает с января 2020 г. экспорт никелевой руды, чтобы поддержать свою металлургию, российская ГМК «Норильский никель» наслаждается ростом спроса и цен на продукцию компании. Как и у «Роснефти», ее акции дорожают в 2020 г. на 50%.
Мария Кутузова