Незаконная добыча в ЮАР – обширная отрасль, в основном мелкомасштабная и кустарная по своему характеру, в которой занято около 30 тыс. мужчин, женщин и детей. По имеющимся оценкам, до 10% всего золота в стране добывается кустарями или на непромышленных рудниках, хотя эта деятельность без необходимой лицензии запрещена ныне действующими законами.

Вследствие своего незаконного статуса кустарная и мелкомасштабная добыча в десятки раз опаснее, чем промышленная. Объясняется это в основном тем, что она никак не регулируется, а добытчикам приходит работать в тайне на заброшенных рудниках и в сложных условиях. В мае из выработки на старом руднике «Harmony Gold» недалеко от города Велком южноафриканская полиция извлекла тела 25 человек, которые, как считают власти, занимались незаконной добычей. Ежегодно в стране погибают сотни кустарей, или «зама-зама», что в переводе с зулусского означает «те, кто пытается получить что-то из ничего».

Репутация сектора кустарной и мелкомасштабной добычи давно испорчена, не в последнюю очередь из-за загрязнения окружающей среды. «Экологический вред – это частый «спутник» кустарной и мелкомасштабной добычи, поскольку добытчикам не хватает нужных ресурсов, знаний, норм работы экологически безопасным образом. Из-за неформального характера большей части кустарной добычи, у профильных органов власти почти нет возможности влиять на работу с окружающей средой», - объясняют авторы отчета ICMM под названием: «Работая вместе: как промышленность может сотрудничать с кустарными и мелкомасштабными добытчиками».

Ежегодно кустарная добыча «крадет» из экономики ЮАР миллиарды ранд. Каждый год золото на сумму порядка 7 млрд. ранд контрабандой вывозится из страны и продается покупателям в соседних странах.

Однако наиболее острой проблемой кустарной и мелкомасштабной добычи остается криминал. В этой области порой работают целые преступные синдикаты, используя труд бедных рабочих, 70% которых – незаконные иммигранты, получающие самый минимум, львиную долю дохода идет посредникам и перекупщикам. «Вырученный доход часто используется для финансирования другой криминальной деятельности, например, контрабанды оружия и наркотиков, торговли людьми», - отмечается в отчете Горнорудной палаты ЮАР за 2014 год.

Нередки и столкновения местных противоборствующих банд. В 2012 году более 300 добытчиков погибли в драках за наиболее «лакомые» участки добычи – обычно заброшенные рудники крупных компаний.

В августе добытчики вышил на марш к отделению Департамента минеральных ресурсов (Department Of Mineral Resources, DMR) в Претории с требованием перемен, заявлениями о том, что для повышения безопасности и роста экономики сектор должен быть легализован. 

 

Непрерывные требования о легализации кустарной и мелкомасштабной добычи

Это не первый раз, когда в ЮАР задумываются над вопросом легализации кустарной и мелкомасштабной добычи. После гибели 75 незаконных добытчиков в начале года в крупнейшем профсоюзе страны, Конгрессе профсоюзов ЮАР, заявили: «Стало очевидно, что борьба с криминализацией независимой мелкомасштабной добычи, к которой обращаются миллионы нуждающихся в работе людей, - не выход. Федерация обращается к Горнорудной палате и правительству, призывая рассмотреть возможность легализации и законодательного регулирования мелкомасштабной добычи как способа максимальной сократить опасность и устранить криминальные элементы».

Стоимость получения лицензии – главное ограничение для формальной кустарной и мелкомасштабной добычи. Чтобы получить соответствующее разрешение через DMR, добытчик обязан предоставить оценку воздействия на окружающую среду и технико-экономическое обоснование – все это стоит больших денег, не считая обязательных лицензионных пошлин. В то же время занимаются кустарной добычей в основном люди, проживающие в нищете, рассматривая эту работу в качестве последнего средства спасения. Расходы на законное получение лицензии им просто недоступны.

Вероятно, легализация потребуется внесения изменений в эту систему. Получение законного разрешения должно стать доступным, бюрократический аппарат отлажен, внедрен гибкий подход, учитывающие интересы самых разных групп добытчиков.

 

Регулирование неформальной добычи

У незаконной добычи множество минусов и нет простого решения. Зачастую простые добытчики – это жертвы. Тем не менее, чтобы предотвратить множество человеческих жертв, разрушение окружающей среды, криминальную активность, что-то должно быть сделано.

«Кустарная и мелкомасштабная добыча – важный источник дохода множества людей, которым в обратном случае пришлось бы жить в нищете. Однако слишком часто этот сектор связан с отсутствием безопасности, разрушением экологии, преступностью. Решить эти проблемы можно улучшением государственного регулирования», - отмечает исполнительный директор ICMM Эйден Дэйви (Aidan Davy).

Несомненно, для повышения безопасности и эффективности кустарной добычи нужны перемены. «Думаю, это самый правильный способ развития, единственное решение. Все дело в том, что кустарная добыча стала важной частью нашего общества и нашей горнодобывающей промышленности. Мы должны это понимать, попытаться изменить, работать вместе над формализацией и легализацией это области, предоставить приемлемые схемы безопасной добычи», - считает глава отдела добычи юридической фирмы «Hogan Lovells» Уоррен Бич (Warren Beech).

 

Примеры успеха

У ЮАР нет «монополии» на проблему незаконной добычи; такой острый характер в стране она приобрела в последние 5-8 лет. Согласно различным оценкам, в мировом секторе кустарной и мелкомасштабной добычи занято 25 млн. человек, еще 150-170 млн. тем или иным образом от нее зависят. Подход к решению возникающих в связи с этим сложностей меняется от страны к стране, однако несколько государств уже встали на путь легализации данной деятельности.

Одна из успешных стран – Гана. Мелкомасштабная добыча там была легализована в 1989 году. С тех пор ганская экономика получила от данного сектора $460 млн., поскольку у старателей появилась возможность официально продавать алмазы и золото властям, выплачивая небольшой налог. Это выгодно всем – добытчики приобретают лицензии, сектор контролируется.

Кроме того, подобная система позволяет создавать гораздо более безопасные условия работы кустарей, хотя недостатки остаются, в частности связанные с налогами. В случае роялти закон не делает никакого различия между мелкими добытчиками и промышленными компаниям. Из-за этого, по оценкам правительства Ганы, ежегодно страна теряет до $138 млн, хотя добыча обеспечивает 19% прямых налоговых поступлений в казну. Хотя налоговой реформой в стране уже занимаются, что должно помочь решить проблемы сектора и обеспечить его развитие.

 

Перемены – это сложно

Конечно, легализация кустарной и мелкомасштабной добычи, так, чтобы она приносила пользу и самим добытчикам, и властям, и стране в целом, не обойдется без своих сложностей. В начале этого года Межправительственным форумом по добыче, минералам, металлам и устойчивому развитию (англ. Intergovernmental Forum on Mining, Minerals, Metals and Sustainable Development) был выпущен документ «IGF Guidance for Governments: Managing artisanal and small-scale mining» («Управление кустарной и мелкомасштабной добычей: руководство для властей»). В нем содержатся положения, призванные помочь государству и промышленности в устойчивом социально-экономическом развитии этого сектора. Документ преследует три основные цели: интеграции неформальной добычи в законодательную систему, формальную экономическую систему, сокращения социального и экологического вреда.

Однако достижение той точки, в которой эти руководства смогут быть применены с пользой, само по себе станет проблемой. «Начнется с того, что практически каждый будет не согласен с тем, что надо делать, а что нет. Все должны начать сотрудничать – и это первая проблема. Вторая – это ресурсы – человеческие и финансовые: правительства, министерства.», - отмечает У. Бич.

Тем не менее, несмотря на сложности, альтернативных способов решить все более усугубляющуюся проблему кустарной и мелкомасштабной добычи почти нет. «Я не верю, что есть другие способы. Мы конечно можем либо продолжать делать то, что делаем, и наблюдать регулярное повышение смертности среди добытчиков, что очень пугает. Или легализовать их», - добавляет У. Бич.

Возможно, увеличение давления со стороны международных организаций и самих добытчиков станет стимулом для легализации кустарного и мелкомасштабного сектора золотодобычи, защиты людей и улучшения условий их труда. 

 Источник: 

http://www.mining-technology.com/features/benefits-legalising-artisanal-mining-south-africa/



Информационные партнеры