Россия запускает плавучую атомную электростанцию имени академика Ломоносова.
26.08.2019
Огромное судно, единственная в мире плавучая атомная электростанция, покинуло свой причал в российском порту Мурманск и находится на пути в арктический город Певек, несмотря на сопротивление со стороны экологических групп.
На судне длиной 144 метра и шириной 30 метров, названном в честь русского ученого XVIII века Академиком Ломоносовым, размещены два ядерных реактора . Он будет отбуксирован в 6000 километров в отдаленный сибирский регион Чукотка, примерно в 86 километрах от американского штата Аляска, после того, как покинет порт в пятницу.
По данным российской государственной атомной корпорации " Росатом", когда она будет состыкована, баржа весом 21 000 тонн заменит угольную электростанцию и стареющую наземную атомную станцию и обеспечит электроэнергией 50 000 человек в этом районе .
Плавучее судно будет самой северной атомной станцией в мире, а также будет обеспечивать добычу природных ресурсов в регионе, когда оно начнет работать в следующем году.
Российская госкорпорация назвала это судно «пилотным проектом» с планами широкого развития и использования подобных конструкций.
Россия , Соединенные Штаты и некоторые другие страны уже давно используют ядерные реакторы для питания морских судов, включая ледоколы и подводные лодки, но российское судно должно стать единственной плавучей атомной электростанцией такого рода, когда оно начнет работать в следующем году.
Ученые из Китая и исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) также работают над морскими атомными электростанциями, и Франция изучила эту возможность.
Экологическая группа «Гринпис» назвала план «Чернобыль на льду», ссылаясь на расплавление атомной электростанции в 1986 году , в результате которого в атмосферу вышли большие уровни радиации, вынудили тысячи людей покинуть свои дома и вызвали долгосрочные опасения по поводу здоровья и последствий для окружающей среды. ,
Взрыв, произошедший 8 августа в Архангельске, еще больше усилил опасения российской ядерной халатности: правительство сначала отрицало, а затем признавало, что радиоактивный материал был причастен к взрыву, в результате которого погибли пять ученых и произошел скачок уровня радиации в соседнем городе.
Запуск является частью более широкого стремления президента России Владимира Путина развивать Северный Арктический регион. Это желание стало более реалистичным в последние годы, поскольку глобальное потепление и таяние ледяных шапок делают некоторые районы более доступными.
Росатом сказал, что Академик Ломоносов является частью более крупного плана по обеспечению энергией отдаленных регионов в России и по всему миру.
В нем говорится, что плавучие ядерные установки могут быть особенно полезны для островных государств и могут использоваться для питания опреснительных установок в странах с нехваткой пресной воды.
Компания также заявила, что, поскольку многие отдаленные районы зависят от угольных электростанций, портативные ядерные установки помогут сократить выбросы углекислого газа, парникового газа, который способствует изменению климата .
На борту Академика Ломоносова находятся две реакторные системы KLT-40C, каждая мощностью 35 мегаватт. По словам Росатома, его общий «жизненный цикл» составляет 40 лет, который может быть продлен до 50 лет.
Генеральный директор корпорации Алексей Лихачев в мае назвал это судно «бесподобным инженерным сооружением».
В настоящее время Ростом работает над уменьшенной и более мощной версией плавучей установки, которую он планирует выпустить в рамках второго поколения инициативы.
«Гринпис» постоянно критиковал десятилетний проект, обвиняя российскую корпорацию в непрозрачности и заявляя, что любую проблему с реактором в отдаленном регионе будет трудно надлежащим образом локализовать до того, как он станет катастрофическим.
Росатом заявил, что риски будут минимизированы, поскольку отработавшее топливо будет доставлено в специальные хранилища на материковой части России.
В 2017 году Гринпис выступил с протестом на Санкт-Петербургской Балтийской верфи, где строился Академик Ломоносов и где должны были пройти испытания. Эти испытания были перенесены в меньший город Мурманск в мае, где плавучая установка была загружена ядерным топливом перед его окончательным вылетом.
В мае Ян Хаверкамп, эксперт по атомной энергии в Гринпис Центральной и Восточной Европы , заявил в своем заявлении, что установка плавучей электростанции в " суровых условиях российской Арктики будет представлять постоянную угрозу для людей Севера и нетронутой арктической природы ».
В том же месяце Гринпис вместе с двумя российскими природоохранными организациями направил в Росатом и другие органы власти письмо с призывом провести рецензирование судна ядерными регуляторами из других арктических стран, а также провести оценку воздействия на окружающую среду Арктики (ОВОС).
В июне российский регулятор Ростехнадзор выдал 10-летнюю лицензию на Академика Ломоносова.
Критики указывают на прошлые инциденты с участием атомных морских судов, в том числе гибель гигантской Курской подводной лодки в 2000 году и утечку радиации российским ледоколом у берегов Сибири в 2011 году.
Несколько пожаров на атомных судах в последние годы, в том числе один в июле, в результате которого погибли 14 членов экипажа на глубоководном корабле Лошарик, также вызвали обеспокоенность.
«История инцидентов с российскими атомными ледоколами и подводными лодками свидетельствует о необходимости строгого независимого надзора с международной экспертной оценкой. Это должно начаться сейчас, до того, как будут загружены реакторы, и охватить всю рискованную работу станции, включая транспортировку, вывод из эксплуатации и утилизацию отходов. управление ", сказал Хаверкамп.
Росатом назвал опасения Гринписа «безосновательными».
Майкл Голей, профессор кафедры ядерной науки и техники Массачусетского технологического института (MIT) , сказал Al Jazeera, что существует огромный потенциал для инноваций, когда речь идет о ядерных установках на основе воды.
В некоторых случаях правильные конструкции могут сделать эти электростанции более безопасными, чем на суше, сказал он, отметив, что недавние ядерные катастрофы были вызваны не ядерной цепной реакцией, а неудачами в охлаждении ядерного реактора после этого.
«То, что мы видели, это то, что мы можем достаточно надежно контролировать цепную реакцию», - сказал Голэй. «Но проблема охлаждения реактора была важной в случае аварии на Фукусиме и аварии на острове Три-Майл».
Инновационный дизайн, который использует гравитацию и океаническую воду, может сделать это охлаждение более надежным, добавил он.
Голей сказал, что Академик Ломоносов, похоже, использует технологию, более схожую с той, которая используется на наземных атомных станциях или на атомных морских судах.
Это означает, что его безопасность будет больше зависеть от оборудования, культуры, обучения и выполнения команды.
Завод также очень мал по сравнению с коммерческими наземными ядерными установками. Это должно быть увеличено, чтобы серьезно повлиять на способ доставки ядерной энергии по всему миру.
«[ Академик Ломоносов] - это первый шаг в долгом путешествии», - сказал Голэй.«Но если все пойдет успешно, это может открыть путь к другим возможностям».
ИСТОЧНИК: https://www.aljazeera.com/