Нефть Казахстана  2023 год.

2023 год начался с отметки цены в 85$ за баррель нефти. По всему миру увеличивается количеств  скважин. Нефтяной рынок восстановливается. Уровень добычи может вернуться на допандемийный уровень 2019 года.

По итогам 4 квартала 2022 года, Westwood Global Energy Group отмечает высокий спрос на наземные буровые установки, который обусловлен повышением цен на сырье, ростом мировой потребности на энергоносители. Уровень буровой активности помог многим крупным компаниям заработать за счет роста ставок. К примеру, в компании Nabors прогнозируют, что в 2023 году не будет простоев в работе их мощных буровых установок - 110 установок. При этом в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и постсоветского пространства, рынки бурения менее волатильные: контракты на буровые операции здесь заключаются на долгий срок. Это приводит к стагнации отрасли.

В странах Ближнего Востока проанализировали мировой спрос на углеводороды до 2030 года и пересмотрели планы на увеличение производственных мощностей. Национальная нефтяная компания Абу-Даби ADNOC уже заключила контракты на сумму в $ 4 млрд. на услуги и оборудование, связанные с бурением с ADNOC Drilling, Schlumberger и Halliburton. Ближний Восток намерен увеличить добычу на 18-22 млн баррелей в сутки.

Транснациональная нефтесервисная компания Weatherford развивает сотрудничество с Petroleum Development Oman, в рамках которого заключен контракт на $ 500 млн. на услуги по бурению, где Weatherford построит более 600 скважин на месторождениях Grater Saqar и Marmul.

Что касается Казахстана, рост объемов добычи нефти в основном обеспечивается за счет ТШО, КПО и НКОК. Государством данным нефтяным компаниям гарантирован экспорт. Ни для кого не секрет, что запасы месторождений истощаются. В обозримом будущем нефтедобывающие компании достигнут точки экономической нецелесообразности разработки месторождений.

На отечественном рынке бурения имеются проблемы затяжных согласований проектных документов, получения единого экологического разрешения на воздействие в окружающую среду. Согласно новому экологическому законодательству, процесс рассмотрения проектов значительно усложнился. Другими вопросами, требующими решения, являются обучение и укомплектованность специалистов.

К примеру, в случае расширения некоторых проектов по бурению или капитальному ремонту скважин (КРС) в течении года, операторам объекта требуется подавать корректировку нормативов допустимых выбросов НДВ и проходить согласования по каждому проекту.

В среднем каждый оператор согласовывает порядка 80-100 проектов в год. При каждой корректировке НДВ, существует риск срыва сроков производства, а в некоторых случаях и запрет на строительство скважин. Бюрократические проволочки приводят к ухудшению финансового состояния подрядных организаций, а также могут обострить социальное напряжение в компании. Вызывают вопросы качество услуг между операторами и подрядными организациями. Некоторые операторы предлагают ввести понятие как "раздельный сервис услуг" при строительстве скважин.

Зачастую возникают вопросы с подрядными организациями по качеству проведенных работ, такие как услуги ГИС, ГТИ, отбор керна, поставка качественных химических реагентов, инженерное сопровождение, супервайзинг по контролю строительства скважин и тд. Таким образом, долгосрочные договоры препятствуют развитию буровой отрасли, что влияет на тарифы и качество работ.

В случае, если не уделять внимание вопросам отечественной буровой отрасли, обучению кадров, развитию новых технологий и материально-технической базы, следует ожидать спада добычи углеводородов и в целом, снижения продажи нефти, что приведет к сокращению налоговых поступлений и потери доходов отрасли в целом.

По информации Союза нефтесервисных компаний KazService

GRR.KZ



Информационные партнеры