Потеря Сирта станет источником постоянной угрозы для нефтедобычи в Ливии.
Ливийский Сирт: зачистка города затягивается
Москва пытается превратить авиабазу «Джуфра» в подобие "Хмеймим" в Сирии
June 13, 2020 by Mustapha Dalaa,Said İbicioğlu
В отличие от юга Триполи, Тархуны, Бени Валида и других районов запада Ливии, силы признанного ООН Правительства национального согласия (ПНС) не смогли в короткие сроки занять город Сирт на побережье Средиземного моря.
В России этот ливийский город называют «красной чертой», что дает понять сколь значим этот населенный пункт, исторически входящий в область Триполитания и расположенный примерно на одинаковом расстоянии между столицей Триполи и городом Бенгази.
Сирт перешел под контроль Халифы Хафтара в результате предательства так называемой 604-й бригады, укомплектованной представителями племени Ферджан.
Стратегическая значимость этого города также во многом связана с расположением в 300 км к северу от крупной авиабазы «Джуфра». Именно на эту авиабазу имеет виды российская сторона, пытающаяся закрепиться на севере Африки и получить выход к южному побережью Средиземноморья. Не случайно, что на сегодня в «Джуфре» наряду с наемниками ЧВК «Вагнера», размещены 14 самолетов МИГ-29 и СУ-24.
По мнению американской стороны, Россия пытается превратить «Джуфру» в подобие авиабазы "Хмеймим" в Сирии.
Отказ ливийской правительства от контроля над Сиртом, позволит России создать в этом портовом городе также морскую военную базу, и сформировать источник угрозы для южных границ НАТО. Именно поэтому в ходе переговоров заместителя премьер-министра Ливии Ахмеда Муайтика в Москве, ему дали понять, что Сирт является «красной чертой», за которую не дозволено переступать.
Вместе с тем, конфликтующие стороны осознают, что Сирт - ключ к разработке богатств Ливии. Именно этот город считается «бастионом» так называемого «Ливийского полумесяца», из которого осуществляется 60 процентов экспорта всей ливийской нефти. Поэтому наемники Халифы Хафтара делают все возможное, чтобы не сдать город.
Потеря Сирта станет источником постоянной угрозы для нефтедобычи в Ливии, где только с января текущего года недосчитались 6 миллиардов долларов от экспорта «черного золота».
Не секрет также, что радикальные группировки в ливийской провинции Барка продолжают озвучивать призывы к отделению от Триполи с тем, чтобы единолично получать доходы от «Нефтяного полумесяца».
Все это говорит о том, что контроль над Сиртом имеет не только экономическое, но и политическое значение для будущего Ливии.
Безрезультатные переговоры привели к тому, что Сирт все еще контролируется Хафтаром и в случае сохранения сложившейся ситуации Ливию может постигнуть судьба Йемена или Кореи.
Причиной, по которой армия ПНС с ходу не взяла Сирт, стали действия ударных беспилотников.
6 июня правительственные силы взяли населенный пункт Вишке вблизи Сирта и с трех направлений приблизились к Сирту. Под контроль правительства перешла территория в 110 кв км. Армия приблизилась к западному въезду в Сирт, однако ввиду отсутствия в данном районе систем ПВО понесла потери из-за действий ударных БПЛА. Открытость местности вынуждает стороны к тщательной подготовке к затяжным боям.
Для захвата Сирта необходимо в первую очередь устранить угрозу беспилотной авиации и затем подтянуть к городу тяжелую артиллерию.
В противном случае ливийскую армию может постигнуть та же участь, что и армию Египта, которая в 1973 году потеряла на Синайском полуострове 250 танков из-за отсутствия сил ПВО.