Особенности геологического бизнеса в Монголии.
В период социализма Монголия находилась в тесной связи с Советским Союзом. Структуры Мингео СССР выполняли поисково-разведочные работы на территории страны, советские специалисты занимались разработкой полезных ископаемых. В настоящее время Монголия остается ближайшим соседом России и потому представляет значительный интерес для возможного сотрудничества, в том числе в сфере добычи золота и других полезных ископаемых.
Геология. Изучение геологического строения Монголии и поиски месторождений полезных ископаемых были начаты русскими геологами в начале ХХ века и продолжены советскими и монгольскими геологами совместно со специалистами стран СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи).
Территория Монголии покрыта геологической съёмкой масштаба 1:200000, которую начали проводить в 1960-х годах, незначительная часть площади страны покрыта геологической съёмкой масштаба 1:50000. Геологические съёмки выполнялись специалистами разных стран, но наиболее весомый вклад в изучение геологического строения и поиски и разведку месторождений полезных ископаемых Монголии внесли советские и монгольские специалисты.
Все геологические отчеты советского периода написаны на русском языке и находятся в геологических фондах Монголии. Любой геологический отчет можно взять для изучения в геологическом фонде страны, уплатив небольшую сумму. Отчеты более позднего периода написаны на монгольском языке.
За последние 25 лет в Монголии проводили геологоразведочные работы частные монгольские компании. Результаты их работ также можно изучить, запросив разрешение владельца лицензии. Отчеты публичных иностранных компаний находятся в открытом доступе в интернете. Все отчеты данного периода написаны на монгольском или английском языках.
Природные условия Монголии в основном благоприятны для ведения геологоразведочных работ. Небольшая мощность почвенно-растительного слоя, часто хорошая обнаженность, контрастная цветовая гамма пород, прямые признаки наличия рудных тел и другие природные особенности позволяют исследователям ориентироваться в геологическом строении территории и целенаправленно проводить геологоразведочные работы. Около 17 % площади Монголии занимают национальные парки и заповедники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
Успешные иностранные и монгольские компании, работающие в горной отрасли страны, взаимодействуют на постоянной основе с местными и государственными органами власти, в числе сотрудников компаний трудится много монгольских специалистов.
Законы. Правительство Монголии, начиная с 1990-х годов, проводило изучение законодательства других стран для создания законодательной основы в целях быстрейшего освоения имеющихся в стране минеральных ресурсов. Резкое увеличение продукции горнорудного производства не было бы возможным без соответствующей законодательной базы.
На бурное развитие горнорудной отрасли Монголии в последние 15–20 лет оказали влияние следующие факторы:
- относительно благоприятная законодательная база Монголии;
- доступность геологической информации;
- природные особенности страны.
Деятельность в горной отрасли регулируется Конституцией Монголии (13 января 1991 г.), «Законом о недрах» (29 ноября 1988 г.), «Законом о нефти», «Законом о полезных ископаемых» и другими законодательными и нормативными актами. «Закон о полезных ископаемых» (далее по тексту «Закон»), является основным законодательным документом для горной отрасли Монголии. Он был принят в 1997 г., в дальнейшем (в 2006 и 2015 годах) в него вносились изменения и дополнения. Данный «Закон» регулирует отношения, связанные с поисками, разведкой и добычей всех видов полезных ископаемых, за исключением водных ресурсов, нефти и природного газа.
Месторождения полезных ископаемых в «Законе» классифицируются следующим образом:
- месторождения полезных ископаемых стратегического значения;
- месторождения распространенных полезных ископаемых;
- обычные месторождения полезных ископаемых.
К месторождениям стратегического значения отнесены месторождения, на которых производится или возможно производство продукции в размерах свыше 5 % валового внутреннего продукта Монголии. К этой категории отнесены 17 месторождений, среди которых месторождения урана, угля и др., но этот список не окончательный и может быть расширен.
«Законом» предоставляется право владеть лицензией на разведку полезных ископаемых юридическим лицам, образованным и проводящим деятельность согласно законодательству Монголии и платящим налоги этой стране. Количество лицензий на разведку, выдаваемых одному юридическому лицу, не ограничивается. Ежегодно владелец лицензии обязан проводить геологоразведочные работы согласно утвержденному проекту с затратами не ниже определенного законодательством уровня. При выявлении полезного ископаемого выполняется детальная разведка с последующей защитой запасов в ГКЗ Монголии.
Владельцы разведочных лицензий и лицензий на добычу полезныых ископаемых могут отдать лицензию в залог банку, небанковской финансовой организации в целях получения финансовых средств, необходимых для деятельности, могут продать лицензию согласно действующему законодательству или передать новому правопреемнику в случае реорганизации.
В «Законе» прописаны особые условия для крупных инвесторов, в т.ч. и для зарубежных. Правительство гарантирует стабильность налоговой нагрузки при соблюдении инвестором определенных условий (размер инвестиций, минимизация ущерба для окружающей среды, участие в развитии региона и т.д.).
В 2015 г. внесены дополнения в «Закон», которые конкретизируют некоторые положения (статьи), а также положения о радиоактивных элементах; в отдельный закон выделены статьи, связанные с поисками, разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых.
С 2015 г. изменился порядок подачи документов для получения лицензий. Подача документов в настоящее время проводится в электронном виде. Общая минимальная сумма затрат на начальном этапе (в пересчёте на российские рубли) составляет около 100–150 тыс. руб.
В 2010 г. был принят закон «О запрете на проведение разведочных работ и добычу полезных ископаемых в заповедных зонах с источниками, формирующими стоки рек и водные ресурсы, и в районах лесного фонда» (17 ноября 2010 г.), который назвали «Закон с длинным названием». В результате применения данного закона были остановлены добычные работы на 234 лицензиях. Руководство страны обязалось уплатить компенсацию владельцам лицензий, но из-за проблем в экономике страны пока этого сделало. Под действие «Закона с длинным названием» попали свыше 1000 разведочных лицензий, на которых компании теперь не имеют право проводить работы по поискам полезных ископаемых.
В перечень обязательных документов для проведения геологоразведочных и добычных работ на площадях лицензий в 2011 г. вошли археологические и палеонтологические отчеты. Эти работы проводятся монгольскими научными институтами по заявке компаний-владельцев лицензий за определенную плату.
Определяющую роль в получении разведочных лицензий и лицензий на право добычи минерального сырья играют органы местной власти на уровне районных администраций и администраций населенных пунктов. Без их согласия получение лицензий практически невозможно. В дальнейшем администрация имеет право и должна осуществлять надзор за исполнением природоохранных мероприятий на площади лицензии.
В результате принятого в 1997 г. и дополненного в 2006 г. «Закона» было выдано свыше 6000 лицензий (около 42 % территории Монголии). На площади большинства выданных лицензий еще до 1990 г. были выявлены в ходе проведения геологосъёмочных и геологоразведочных работ различные полезные ископаемые, но степень изученности этих площадей неодинакова. Значительная часть их изучена только с дневной поверхности, на меньшей — проведены в небольших объемах горные и буровые работы без утверждения запасов и прогнозных ресурсов в ГКЗ Монголии; в единичных случаях выполнены работы стадии детальной разведки с утверждением запасов согласно методическим указаниям ГКЗ СССР. Для того чтобы получить право на добычу полезных ископаемых, компании-владельцу лицензии необходимо защитить в ГКЗ Монголии запасы разведанного на площади лицензии полезного ископаемого. Для написания отчета с подсчетом запасов и дальнейшего его утверждения в ГКЗ, компании в максимальной степени используют данные ранее проведенных исследований, часто без проведения контрольно-ревизионных работ. Иногда это приводило к недостоверной оценке утвержденных запасов полезного ископаемого. Основываясь на результатах геологоразведочных работ, разрабатываются и утверждаются ТЭО (Технико-экономическое обоснование освоения месторождения) и ОВОС (Оценка воздействия освоения месторождения на окружающую среду).
В октябре 2014 г. Монголия присоединилась к Международной организации по отчетности о запасах полезных ископаемых. Геологоразведочные отчеты, написанные по международным стандартам, выполняются иностранными компаниями, работающими в Монголии.
Добычные работы на месторождениях в предыдущие годы часто велись с нарушениями природоохранного законодательства. Особенно это касается разработки россыпных месторождений золота. Мелкие компании не в состоянии были выполнить рекультивацию нарушенных земель, что приводило к конфликтным ситуациям с местным населением. Нередки были случаи, когда россыпи отрабатывались без необходимой утвержденной документации.
В Монголии в конце ХХ века появились незарегистрированные сообщества людей, которые начали без разрешения разрабатывать мелкие месторождения золота и вольфрамита. Их назвали «ниндзя» из-за того, что на спине они носили промывочные лотки. Были случаи, когда они добывали золото на площади лицензий с правом добычи без разрешения владельцев, что приводило к конфликтам. В 2014 г. количество людей в таких сообществах по некоторым данным достигло 100 тысяч.
На значительной части лицензий геологоразведочные работы проводились в минимально необходимых для отчета перед контролирующими органами объемах. Компании, владельцы лицензий, искали инвесторов, которые могли бы профинансировать работы по геологическому изучению лицензионного участка или добычу. Фактически лицензия стала товаром, который можно продать, что и происходило в значительном количестве случаев.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в горной отрасли к 2010 г., президент и правительство Монголии запретили выдачу новых и куплю-продажу уже выданных лицензий в связи с непрозрачностью подобных сделок. Запрет на выдачу лицензий действовал с 2010 г. по 2014 г. включительно; в течение этого времени резко сократилось число действующих лицензий и их площадь (до 12 % от площади Монголии). За этот период были разработаны дополнения к «Закону о полезных ископаемых», а также внесены в него некоторые изменения, разработаны и приняты новые законы, регулирующие деятельность в горной отрасли. В результате резко сократились инвестиции в горную отрасль, несмотря на то, что всегда остается возможность купли-продажи компаний, в составе активов которых имеются горнорудные лицензии.
В 2013 г. в Монголии был принят закон «Об инвестициях», целью которого является регулирование отношений, связанных с защитой законных прав и интересов на территории страны, установлением общепризнанных правовых инвестиционных гарантий, определением размера полномочий государственных органов относительно инвестиций, прав и обязанностей инвесторов и других отношений, связанных с инвестициями в различные, в т.ч. и в горнорудные проекты.
В 2006 г. в Монголии был принят и затем в 2011 г. отменен закон «О внезапной прибыли», который вводил дополнительный налог в 68 % на разницу между ценой золота и меди Лондонской биржи металлов и фиксированной ценой золота и меди в принятом законе. Как следствие, добыча золота в Монголии снизилась с 18–20 тонн в 2004–2005 гг. до 6–8 тонн в последующие несколько лет вплоть до отмены данного закона.
В результате принятия новых законов в области недропользования в Монголии в 2015 г. остались действительными 3062 лицензии, в т.ч. 1437 лицензии с правом добычи.
В настоящее время правительство страны старается с помощью новых законов и переоценки и уточнения действующих сохранить инвестиционную привлекательность республики в горной отрасли и обеспечить поддержку у населения дальнейшего развития горнорудной отрасли.
Запрет на выдачу лицензий на недропользование, увеличение площадей национальных парков и ужесточение законодательства в горной отрасли указывает на то, что правительством страны взят курс на то, чтобы в горнодобывающей отрасли работали крупные успешные компании, которые ответственно относятся к требованиям монгольских законов.
В настоящее время горнорудная промышленность Монголии является ведущим сектором в экономике. Более трети ВВП Монголии приходится на горнодобывающую промышленность, примерно 90 % экспорта составляют полезные ископаемые. Монголия экспортирует нефть, уголь, медный, молибденовый, железорудный, вольфрамовый, плавикошпатовый и полиметаллический концентраты.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в Монголии имеются свои особенности в области недропользования, а именно:
- пристальное внимание государства к вопросам недропользования;
- непостоянство законодательства в области недропользования;
- доступность информации о недрах Монголии;
- в основном благоприятные физико-географические условия ведения добычи и геологоразведочных работ;
- определяющая роль местных органов власти в вопросах разрешения на выдачу лицензий и дальнейший контроль за недропользователями;
- возможность купли-продажи компаний, имеющих горнорудные активы;
- электронная система подачи заявок на лицензирование.
Открытие новых крупных месторождений урана, уникального по запасам золотомедного месторождения «Ою-Толгой», резкое увеличение за последние годы разведанных запасов угля, золота и других полезных ископаемых указывает на высокий геологический потенциал Монголии. Территория страны изучена еще недостаточно и возможно открытие новых месторождений.
В целом, по мнению автора, инвестиционная привлекательность Монголии для геологоразведочных работ за последние 5 лет резко снизилась, что нашло отражение в последнем обзоре Института Фрейзера (Fraser Institute, 2014 (http://zoloto-db.ru/news/11266). Монголия поставлена лишь на 110 место, а РФ на 92-е. Наиболее вероятно, что это связано с национальной спецификой Монголии в области недропользования (около 50 % населения выступает за разработку полезных ископаемых, и чуть меньше 50 % — против) и, исходя из этого, непоследовательной политикой правительства Монголии по отношению к иностранным инвесторам в области недропользования [2, 3].
Литература
1. Законы Монголии.
2. Как российский бизнесмен едва не стал миллиардером в Монголии, но в итоге потерпел крах. Источник: «http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/183940»
3. У Сулеймана Керимова утекает серебро. Источник: «Коммерсант-Daily», 15 января 2007 г. Источник: http://www.pressmon.com/ru/a/ru/1207529/
Источник: https://zolotodb.ru/