128x128

Что происходит

Аналитики прогнозируют различные объемы спада спроса, сходясь в основном: провал будет глубоким, а в стороне не останется никто из участников энергетического рынка.

Спрос на авиатопливо в мире уже упал на 75% и будет снижаться и дальше из-за ограничений на полеты. Потребление бензина в США, где в сутки в обычное время расходуется до 9 млн баррелей, упадет на 50% по сравнению с 2019 годом.

Goldman Sachs оценивает падение спроса на нефть в апреле в 18,7 млн баррелей в сутки и отмечает, что шок такого масштаба будет невозможно компенсировать никакими сокращениями добычи со стороны производителей. Standard Chartered прогнозирует уменьшение спроса на 18 млн баррелей в день и предполагает, что к середине мая глобальные запасные хранилища могут быть заполнены.

 

Аналитическая компания Energy Aspect прогнозирует, что мировая цена на нефть марки Brent может упасть почти до $10 за баррель, чего не наблюдалось с конца 1990-х.

Что с ценами

После разрыва в начале марта соглашения ОПЕК+ (формально его действие оно прекратилось 1 апреля) российский сорт Urals меньше чем за месяц подешевел с $50 до $13 (данные 30 марта). Это минимальный уровень цен на российскую нефть с 1999 года. Аналитики Goldman Sachs предсказывают, что из-за сложностей с логистикой нефть с континентальных месторождений в России, Канаде и США, которая поставляется по трубопроводам, окажется в худшем положении по сравнению с приморскими месторождениями.

Стоимость Urals ниже $15 критична для российского бюджета, а при ценах Urals на уровне $13 недополученный объем базовых нефтегазовых доходов в бюджет России составит как минимум $5 млрд в месяц, или почти 400 млрд рублей при текущем курсе рубля, следует из оценок Минфина, приведенных РБК. Рейтинговое агентство S&P 26 марта оценило дефицит федерального бюджета России в 2020 году на уровне 2,8% ВВП: исходя из допущения о неизменности расходов, это подразумевает общие выпадающие нефтяные доходы бюджета на уровне почти 4 трлн рублей.

Как сообщал Bloomberg, перед разрывом сделки ОПЕК+ и началом ценовой войны с саудитами в Кремле были готовы к падению цен на нефть вплоть до $20. В середине марта президент Сбербанка Герман Греф также сказал, что Россия и госбанк готовы к наихудшему сценарию — когда нефть упадет до $20, а доллар вырастет до 100. Готова ли Россия к нефти по $10, никто пока не комментировал.

Что дальше

Главная проблема, которую необходимо решить рынку, — что делать с избытками нефти, которые скоро будет невозможно поместить в резервуары. Падение спроса из-за коронавируса приближается к 25%, и в некоторых странах продавцам нефти приходится доплачивать покупателям, потому что топливо просто негде хранить. Это означает, что в наиболее уязвимых регионах без доступа к морю скоро начнет останавливаться добыча. 

Лада Шамардина

https://thebell.io/



Информационные партнеры