128x128

За первые 40 дней с начала обрушения цен в начале октября 2018 г. мировая нефтегазовая промышленность недосчитались 1 трлн долларов, почти четверти своей совокупной стоимости. 

Так, акционеры ExxonMobil и Royal Dutch Shell потеряли с 3 октября по 13 ноября почти 35 млрд долларов каждая, ВР — 24 млрд долларов, Totalи Chevron — 20 млрд долларов каждая, ConocoPhillips — 18 млрд долларов. Цены на сырую нефть WTI за это время упали более чем на 25%. Энергетические индексы участников S&P 500 потеряли 240 млрд долларов за сорок дней.

Как и в 2014 г., проблема заключается в слишком больших объемах нефти, поступающей на рынок. Производство в США, ОПЕК и России достигло новых рекордов на фоне замедления экономического роста и спроса на энергоносители. Сейчас многое зависит от стратегии участников сделки ОПЕК+. Многие из экспертов вспоминают встречи ОПЕК в ноябре 2014 г., когда члены нефтяного картеля отказались от идеи сокращать добычу. Но сегодня над рынком довлеет новый фактор — политика нынешнего американского президента. «Удар по карману или взбучка от Трампа — такой непростой выбор стоит сегодня перед ОПЕК. Не надо забывать, что всего пару месяцев назад казалось, что картель и его партнеры в конце года будут праздновать успех своих усилий по поднятию цен на сырую нефть до приемлемого для них уровня», — комментирует Оле Хансен, глава отдела стратегий на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank.

Вместо «праздника» сегодня есть лишь проблемы: сочетание растущей добычи в трех крупнейших странах-производителях, сомнения в росте спроса на нефть на 2019 г., а также меньший, чем предполагалось, удар по иранскому экспорту — все это перевернуло рынок вверх дном, отмечает эксперт. Семь недель распродажи обрушили нефть марки WTI с ее четырехлетнего максимума, лишив ее половины завоеваний с того момента, когда примерно 34 месяца назад (в 2016 г.) цена на нефть достигла дна в 26 долларов США за баррель.

Саудовская Аравия сейчас находится в очень слабой позиции после убийства оппозиционного журналиста в начале октября Джамаля Хашогджи. ЦРУ представило информацию о причастности к нему наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. Трамп позволяет себе открыто издеваться над нефтяной политикой ближневосточного королевства. Американский президент в конце ноября в своем победном твите поздравил себя и Саудовскую Аравию с сокращением «глобального налога» на потребителей нефти. Тогда как в последние месяцы ближневосточная страна, поддавшись давлению Штатов, наращивала добычу, чтобы предотвратить всплеск цен после того, как в начале ноября по Ирану ударят американские санкции.

«Выдача администрацией Трампа разрешений восьми странам, в том числе двум крупнейшим покупателям в мире – Китаю и Индии – поспособствовало тому, что рынок утратил почву под ногами. Положительная сторона этого коллапса — в снижении риска для спроса на нефть в развивающихся странах в 2019 г.», — отмечают в SaxoBank.

В конце осени 2018 г. на мировых рынках сохраняется беспокойство из-за неопределенности, связанной с торговой войной между США и Китаем, ее влияния на рост глобальной экономики и спрос, а также из-за радикального изменения краткосрочного прогноза по сырой нефти. Нарастающая торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира уже оказала влияние на мировой фондовый рынок. Несоответствие между растущим предложением и сезонно слабым спросом стало заметнее, когда Саудовская Аравия сообщила об увеличении добычи до рекордного уровня свыше 10,7 млн баррелей в сутки. Производственные рекорды в России и США, увеличение американских запасов и продолжение давления президента Трампа на ОПЕК с целью поддержания уровня добычи — все это к концу ноября сказалось на ценах на нефть. Однако рост спроса со стороны НПЗ в декабре может поддержать нефтяные котировки.

Мария Кутузова

Источник: http://neftianka.ru/



Информационные партнеры