Борьба за независимость

Алжир стал первой жертвой французской экспансии в Северной Африке. В июле 1830 года экспедиционный корпус французской армии, преодолев упорное сопротивление вооруженных формирований местных племен, захватила столицу страны. Стремясь к хозяйственному освоению Алжира и превращению его в крупный аграрно-сырьевой придаток Франции, французское правительство поощряло колонизацию Алжира не только представителями метрополии, но и испанцами и итальянцами. Колонисты захватывали лучшие земли, а алжирские крестьяне, оттесненные на малоплодородные земли горных и пустынных районов, быстро разорялись. 

При этом коренное население, полностью бесправное, подчинялось так называемому Туземному кодексу, предполагающему полный произвол колониальной администрации. В частности, алжирцам запрещалось не только объединяться в политические партии и профсоюзы, но даже вступать в организации, созданные европейцами. Кампании пассивного неповиновения и, возникшее в начале XX века движение младоалжирцев, в основном, выступавшее за предоставление алжирцам политических прав, не изменили положения. Октябрьская революция в России подстегнула борьбу алжирцев за свои права, и в 1919 году колониальные власти вынуждены были пойти на уступки: некоторые социальные группы местного населения (буржуа, чиновники, землевладельцы) получили право голоса на выборах в органы самоуправления.  

Конечно, это были полумеры, и национально-освободительное движение на этом этапе не остановилось, а, наоборот, набирало силу. 1 ноября 1954 года в Алжире вспыхнуло мощное и массовое восстание против колониальной администрации, охватившее всю страну. Вслед за беднейшим крестьянством горных областей к повстанцам примкнули городская буржуазия, пролетариат и студенчество. Французы действовали жестко — при подавлении восстания 1,5 млн алжирцев погибли, 2 млн были арестованы. Но решительные военные и полицейские меры результата не принесли, в сентябре 1959 года президент Франции генерал Шарль де Голль признал право алжирского народа на самоопределение. 18 марта 1962 года во французском курортном городке Эвиан состоялось подписание соглашений о прекращении огня, самоопределении Алжира путем референдума и будущем экономическом и культурном сотрудничестве между Алжиром и Францией. Франция обязывалась в течение 3 лет вывести свои войска (выведены через 2 года), а также эвакуировать военные базы: сухопутные, в Сахаре — через 5 лет, а военно-морскую базу в Мерс-эль-Кебире — через 19 (выведена на 9 лет раньше срока). Тогда же прозвучало и знаменитая фраза де Голля: «Эра организованных континентов сменяет колониальную эру».

Жизнь и смерть Желтого Скорпиона

Лидером движения за независимость был Хуари Бумедьен — социалист и арабский националист, ненавидевший Францию. Еще в детстве он дал клятву никогда не приближаться к берегам Франции и не нарушил данное себе слово: даже став президентом Алжира, он не ступил на французскую землю.

Будущий президент родился в 1932 году в учительской семье в Гелиополисе (имя при рождении — Мохаммед Букхаруба). В 1951 году он поступил в знаменитый университет Аль-Азхар в Каире, где подружился с членами организации Гамаля Абдель Насера «Свободные офицеры» и перед возвращением в Алжир в 1955 году прошел курс обучения методам партизанской войны. В те годы товарищи из-за его высокого роста, рыжей шевелюры и светлых глаз (а также хитрости и скрытности) звали его Желтым Скорпионом или Шведом. Ирония «этнического» прозвища состояла в том, что позже Бумедьен женится на шведке.

Первая же операция молодого повстанца в Александрии выдвинула его в ряд героев нового Алжира: Швед во главе партизанского отряда выкрал яхту, которую король Иордании Хусейн предназначал для одной из своих фавориток. На этом корабле затем была осуществлена перевозка оружия из Марокко для первых отрядов Фронта национального освобождения. После этого Букхаруба, воодушевившись образом известного исторического деятеля Бумедьена, придумал себе новое звучное имя — Хуари Бумедьен.

Через два года Бумедьен возглавил штаб Фронта национального освобождения. После получения Алжиром независимости он был назначен министром обороны в первом правительстве Ахмеда Бен-Беллы, а чуть позже — вице-президентом Алжирской Республики. В июне 1965 года Бумедьен совершил государственный переворот и стал руководителем страны.  

Получив нефтяное наследство, брошенное французами в Сахаре, Бумедьен сразу же начал процесс по национализации активов зарубежных компаний. Именно в тот период, в середине 60-х годов, была создана государственная нефтегазовая компания Nationale pour la Recherche, la Production, le Transport, la Transformation et la Commercialisation des Hydrocarbons(Sonatrach).

Кроме передела нефтянки, Бумедьен инициировал проведение аграрной реформы, в соответствии с которой была перераспределена земля и введены новые методы земледелия. Увы, реформа не удалась: ремесленничество не стало индустрией, урбанизация задавила провинцию, лишив ее рабочих рук, а сельское хозяйство не смогло без удобрений, 

квалифицированных специалистов и современной техники достичь высоких результатов. Всю торговлю страны контролировали несколько семей. Коррупция росла, заразив и непосредственное окружение президента. 

В 1978 году состояние 46-летнего Бумедьена резко ухудшилось. В ходе визита в Советский Союз Хуари тяжело заболел и лег на лечение в Центральную клиническую больницу, а по возвращению домой впал в кому, которая длилась 39 дней. Лечившая Бумедьена бригада советских врачей поставила диагноз — макроглобулинемия Вальденстрема, редкое заболевание крови, от которого за 4 года до этого умер президент Франции Жорж Помпиду. Когда исламисты узнали, что жизнь Бумедьена поддерживается только за счет медицинской аппаратуры, они назвали это «сопротивлением воле Аллаха» и начали акции протеста. 27 декабря 1978 года, ровно 40 лет назад, аппараты искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения были отключены, и Бумедьен скончался. 

Реформа и инвестиции

Недра Алжира содержат около 12 млрд баррелей нефти (16 место в мире). Учитывая недавние открытия новых месторождений и планы по геологоразведке, можно предположить, что объем доказанных запасов может в дальнейшем существенно вырасти. Кроме того, завершение реализации программы по отказу от потребления нефти для внутреннего потребления и замене ее природным газом должно привести к увеличению экспорта нефти.

Нефть в стране добывается уже больше 60 лет — с 1956 года. Первооткрывателями нефтегазовых месторождений, в основном, выступали иностранные компании — Алжир, в отличие от большинства членов ОПЕК, открыл свой энергетический сектор для зарубежных инвесторов достаточно давно, еще в конце девяностых годов. 

В 2001 году президент Абдельазиз Бутефлика (избран в 1999 году) внес в парламент законопроект, в соответствии с которым предполагалось реформировать Sonatrach, открыв возможность для приватизации ряда ее дочерних компаний, и разрешить иностранным компаниям самостоятельную разработку месторождений нефти и газа. Продвижение законопроекта было значительно затруднено противодействием местных лоббистов и профсоюзов, поэтому документ был одобрен Советом министров лишь в начале 2005 года. Законодательное собрание приняло его в апреле 2006 года, и с 1 января 2007 года реформа нефтяного сектора страны началась. 

С этого момента иностранные инвесторы начали работать в Алжире независимо от государственной компании, однако в каждом новом открытом месторождении Sonatrach должен иметь долю не менее 30%. С ростом иностранных инвестиций доля Sonatrach в нефтедобыче медленно сокращается, при том, что нефтедобыча весьма стабильна и в настоящее время составляет 1,64 млн баррелей нефти в день (16 место в мире). Доказанные запасы нефти (с учетом сланцевой нефти) — около 20 млрд баррелей.

Цифры и факты

Доказанные запасы природного газа в Алжире составляют 4,5 трлн кубометров. Эксперты полагают, что эта цифра несколько занижена в результате недостаточной геологической изученности огромной территории страны (2,4 млн кв. км, 10 место в мире, 1 место в Африке), а реальные запасы могут достигать 8 трлн кубометров. Годовая добыча газа в Алжире составляет 93,2 млрд кубометров (9 место в мире).

Алжир ежедневно экспортирует более 2 млн баррелей углеводородов (сырой нефти и сжиженного природного газа) — это 97% всего экспорта страны. Почти весь объем идет в США, Канаду и Западную Европу — Италию, Испанию, Францию, Германию, Бельгию и Нидерланды. Алжирская нефть содержит крайне малое количество серы (0,05%) и считается одной из наиболее высококачественных в мире. Поэтому европейские НПЗ, учитывая постоянно ужесточающиеся экологические стандарты Евросоюза, предпочитают перерабатывать нефть из Алжира.

Крупнейшим месторождением страны является Хасси Мессауд, запасы которого оцениваются примерно в 6,5 млрд. баррелей (более трети доказанных запасов нефти Алжира). Ежедневно на Хасси Мессауд добывается около 400 тыс. баррелей нефти, что почти в два раза ниже показателя 70-х годов, когда месторождение достигло своего исторического максимума добычи. Недавно Sonatrach завершил комплексную программу повышения нефтеотдачи Хасси Мессауд, что позволит в ближайшие годы, как и в добрые старые времена, 40 лет назад, достичь показателя добычи 700 тыс. баррелей нефти в день. Наиболее заметное газовое месторождение — Хасси Эрмель. В Алжире работает большое количество иностранных компаний со всего мира — BP, Total, Conoco, ENI, Equinor (бывший Statoil), KUFPEC, Petrobras, CNPC, Anadarko, BHP, CEPSA, ExxonMobil, Lasmo, Maersk, Neste, Oryx, PetroCanada, Repsol, Sasol, Talisman, Wintershall, YPF, Enagas, SNPP, NNPC и ряд других. 

В сфере переработки нефти в Алжире доминирует компания Nationale de Raddinage des Produits Petroliers (Naftec), дочернее предприятие Sonatrach. Алжир покрыт сетью нефтепроводов: Хауд Эль-Хамра — Арзев (построен «Стройтрансгазом»), Хауд Эль-Хамра — Месдар — Скикда, Оханет-Хауд Эль-Хамра, Хасси Эрмель — Арзев, Хауд Эль-Хамра — Беджайя, Ин-Аменас — Сехира. В стране работают 4 крупных НПЗ (Скикда, Арзев, Эль-Джазайя и Хасси Мессауд) крупнейший их которых расположен в приморском городе Скикда. На этом комплексе мощностью около 400 тыс. баррелей в сутки в январе 2004 года произошел сильнейший взрыв емкостей со сжиженным газом. 27 рабочих погибло, около 100 получили ожоги и травмы. Эта катастрофа привела к серьезному падению алжирского экспорта энергоносителей и подтолкнула Sonatrach и Naftec к запуску масштабной программы реконструкции НПЗ и морского терминала в Скикде.

Основные морские нефтетерминалы страны — Алжир, Аннаба, Арзев, Беджайя, Оран, Скикда, Ла Схира. Наиболее значимым из них является экспортный терминал в Арзеве, через который идет до 40% экспорта углеводородного сырья Алжира. Именно к Арзеву сходятся нити многих нефте- и газопроводов. 

Первый завод по сжижению и экспорту газа (по технологии Shell) был построен в Алжире в 1964 году. Затем, в семидесятые годы, были запущены еще два завода. Все заводы СПГ находятся на побережье Средиземного моря, их совокупная мощность составляет 20,6 млн тонн СПГ в год. Основные потребители — страны ЕС (крупнейший — Франция). Сегодня Алжир — главный производитель СПГ в Африке; его доля на мировом рынке СПГ составляет 8%. Переработкой и транспортировкой природного газа занимается госкомпания Societe de Conditionnement, Comercialisation & Transport de Gas Industriels (Cogiz).

Трубопроводный алжирский газ поставляется на экспорт по нескольким крупным газопроводам. Первый из них, алжирско-итальянский TransMed (длина — 2,6 тыс. км), проложен от месторождения Хасси Эрмель в Тунис и далее, по дну Средиземного моря, на Сицилию и Аппенинский полуостров. Строительство этого газопровода было завершено в 1983 году, в 1994 году проложена вторая ветка. Другая большая труба — Maghreb Europe Gas (MEG) длиной 1,4 тыс. км — идет все от того же Хасси Эрмель через Марокко в Испанию и Португалию. 

Кроме того, сравнительно недавно, в марте 2011 года, пущен в эксплуатацию Medgaz — магистральный газопровод, соединяющий Хасси Эрмель с Испанией. Наземный участок газопровода длиной 574 км идет от промысла до алжирского порта Бени Саф, подводная секция длиной 210 км проходит по дну Средиземного моря до города Альмерия в Испании, где газопровод соединяется с ГТС Испании. Проектная мощность Medgaz — 8 млрд кубометров газа в год.

Конечно же, надо упомянуть и о совместном мега-проекте Sonatrach и нигерийской госкомпании NNPC по строительству Транс-Сахарского газопровода. Труба длиной в 4,5 тыс. км пройдет от нигерийского города Варри до алжирских портов на Средиземном море. В качестве основного получателя газа предусматриваются потребители Евросоюза. Планируется, что новый трубопровод будет связан в единую систему с TransMed и Medgaz. Соглашение о строительстве Транс-Сахарского газопровода было подписано в июле 2009 года в Абудже странами, по которым намечено прохождение трассы — Алжиром, Нигером и Нигерией. Планируемая мощность трубы составит около 30 млрд кубометров в год.

На сегодня общая протяженность алжирских трубопроводов для транспортировки природного газа, сжиженного нефтяного газа, газового конденсата и сырой нефти составляет более 17 тыс. км. 

Григорий Волчек

Источник: http://neftianka.ru/

Комментарии

Нет комментариев



Информационные партнеры