128x128

Афины, Греция - Греция и Турция приблизились к вооруженному конфликту после неожиданного разграничения Турцией исключительной экономической зоны с Ливией, говорят "Аль-Джазира" эксперты.

Соглашение, подписанное 27 ноября и обнародованное в четверг, наметит коридор в море, протянувшейся через восточное Средиземноморье между побережьями Турции и Ливии, пересекающий полосу, которую также требует член ЕС Греция.

ИЭЗ предоставляют странам исключительные права на эксплуатацию природных ресурсов, включая минеральные ресурсы.

Министр энергетики Турции Фатих Донмез объявил, что, как только соглашение будет ратифицировано обеими сторонами, турецкие буровые установки начнут искать там нефть и газ.

Хотя военно-морской флот Греции не подтверждает и не отрицает этого, два эксперта сообщают Аль-Джазире, что Греция направила военно-морские силы в спорный район к юго-востоку от Крита.

«Если турецкий буровой корабль действительно появится, наши корабли предпримут против него определенные действия, и это может привести к вооруженной конфронтации, потому что эти корабли сопровождаются военно-морскими судами. И, конечно, это может в конечном итоге привести к войне», - говорит старший ветеран. дипломат на условиях анонимности.

Профессор международного публичного права Ангелос Сиригос также подтверждает, что военно-морские силы Греции были направлены в качестве средства сдерживания турецкой разведки.

«Турецкого бурения не будет. Турции сообщили, что мы не допустим никаких исследований в районе, который Греция считает своей ИЭЗ», - говорит Сиригос, который также является депутатом от правящей консервативной партии «Новая демократия».

«Мы готовимся ко всем угрозам,  на всех уровнях», - заявил министр обороны Греции Никос Панайотопулос в четверг, не вдаваясь в подробности. Начальник штаба военно-морского флота адмирал Никос Цунис добавил: «Мы не будем ждать, пока кто-нибудь придет и поможет нам. Что бы мы ни делали, мы будем бороться в одиночку».

Встреча премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в кулуарах саммита НАТО в среду не привела к прорыву по этому вопросу.

«Это было открытое и честное обсуждение, в котором не было достигнуто согласия по какому-либо поднятому вопросу», - сообщили правительственные источники Al Jazeera, заявив, что в число этих тем входил рост потоков беженцев из Турции в Европу через Грецию.

«Было достигнуто соглашение о продолжении мер по укреплению доверия, и обе стороны должны не разжигать конфликт, а сохранять диалог открытым», - сказал источник.

Греция и Турция предприняли ряд мер по укреплению доверия с 1987 года, когда они почти вступили в войну из-за разведки углеводородов в Эгейском море. Это включает в себя отказ от военных учений во время летнего туристического сезона, установление прямой линии между председателями совместных руководителей и министров обороны и приглашение офицеров с другой стороны для участия в военных учениях. Не все меры были соблюдены. Например, в течение периода с 2017 по 18 год прямая телефонная линия между военными , по сообщениям, была прервана.

«Я не оставлял встречу с впечатлением, что разговариваю с людьми, которые просто пришли, чтобы высказать свое мнение и уйти, не оставив места для соглашения», - сказал Панайотопулос. «Я считаю, что есть место для соглашения, если люди хорошо настроены. Мы проявили хороший настрой, но я не видел того же с турецкой стороны».

В связи с этим в четверг президент Кипра  Никос Анастасиадис заявил, что его страна подаст петицию в международный суд в Гааге, чтобы защитить ее от турецких исследований в ИЭЗ Кипра.

С прошлого года четыре турецких разведывательных судна искали нефть и газ в водах, разграниченных Кипром как его ИЭЗ в серии международных договоров с соседями.

ЕС и США назвали геологоразведку Турции на ИЭЗ, объявленной Кипром незаконной, и призвали Анкару остановиться. Сиригос считает, что турецко-ливийское соглашение будет представлено в ООН в качестве способа решения этой проблемы.

«У Турции не было абсолютно никаких юридических оснований для разведки [углеводородов] в восточной части Средиземного моря», - говорит Сиригос. «Теперь он приобретает правовую основу, хотя и незаконную».

Он считает, что этот шаг также направлен на то, чтобы лишить ИЭЗ Греции и Кипра возможность его окружения. «Это создает стену, которая отрезает Грецию от расширения в восточное Средиземноморье», - говорит он.

В отличие от Кипра, однако, Греция не разграничила свою ИЭЗ. «Мы не представили координаты, чтобы показать, где заканчиваются наши интересы в восточной части Средиземного моря», - говорит греческий эксперт по международным отношениям при условии анонимности. «Сколько [морского пространства] турки отбирают у нас? Мы этого не представили», - говорит он.

«Европейский союз полностью солидарен с Грецией и Кипром в отношении недавних действий Турции в Восточном Средиземноморье, включая Эгейское море», - говорится в заявлении Европейской службы внешних действий (EEAS)  . «Турция должна уважать суверенитет и суверенные права всех стран-членов ЕС», - говорится в заявлении.

Израиль, который сформировал энергетический альянс с Кипром, Грецией и Египтом, а некоторые газовые месторождения разрабатываются греческой компанией, также опубликовал заявление в социальных сетях . « Израиль вновь заявляет о своей полной поддержке и солидарности с Грецией в ее морских зонах и противодействует любым попыткам нарушения этих прав. Израиль придает большое значение партнерству с Грецией», - говорится в заявлении.

 https://www.aljazeera.com/



Информационные партнеры